Информационно-развлекательный портал » Интересные факты » Мировые религии » Религия и боги Майя
Главная
Здоровье
» Женское здоровье
» Мужское здоровье
» Интимные отношения
» Правильное питание
»» Похудение и диеты
» Новости медицины
Гадания онлайн
Стиль жизни
Домашние рецепты
Цитаты и афоризмыЦитаты и афоризмы
Интересные факты
» Мировые религии
» Мифы и секреты предков
» Знаки Зодиака
» Про инопланетян
» Мистика и непознанное
» Нумерология
Флеш игры
Что такое любовь?
Любовь - значимая часть человеческой жизни, с этим не поспоришь. А это означает, с ней могут возникнуть проблемы. А если проблемы, надо их решать. Отсюда - часть большой науки психологии, её значимый раздел - психология любви.

Как бросить курить?
По словам медиков, уже через несколько дней после того как курильщик бросит курить у него нормализуется артериальное давление, восстановится работа сердца и улучшится кровообращение конечностей. Через восемь часов нормализуется количество кислорода в крови.
Гороскопы
Гороскоп для Овнов
Овен
Гороскоп для Тельцов
Телец
Гороскоп для Близнецов
Близнецы
Гороскоп для Раков
Рак
Гороскоп для Львов
Лев
Гороскоп для Дев
Дева
Гороскоп для Весов
Весы
Гороскоп для Скорпионов
Скорпион
Гороскоп для Стрельцов
Стрелец
Гороскоп для Козерогов
Козерог
Гороскоп для Водолеев
Водолей
Гороскоп для Рыб
Рыбы
Значение имён
» Мужские имена
» Александр
» Сергей
» Евгений
» Дмитрий
» Артём
» Максим
» Женские имена
» Анастасия
» Анна
» Елена
» Юлия
» Ольга
» Татьяна
Тантрический секс – новый уровень чувственности
Тантра подразумевает соединение как тел, так и душ, и дарит удовольствие не только физическое, но и духовное. Однако в современном мире тантрический секс зачастую интересует людей только в плане получения дополнительного, неизведанного удовольствия от полового акта.Техника тан ...

Основные причины переедания
Многие рано или поздно задумываются о том, чтобы избавиться от лишнего веса. Но далеко не всем удается добиться заметных и стабильных результатов. Причин этому достаточно много.Человек остро реагирует на внешние раздражители и соблазны. Это может быть реклама, красиво оформлен ...

Как стать успешным человеком
Успешных людей не так уж и много, и поэтому сам собой напрашивается вопрос: «А почему? Может добиться успеха очень тяжело? А может просто люди не знают с чего начинается дорога к успеху?» Давай в этом разберемся!В нас постепенно начинают загружать провальную социальную програм ...

Смело идём на индуктотермию
Методика электролечения, основанная на принципе влияния на человеческий организм магнитного поля высокой частоты (от трёх до тридцати МГц) называется индуктотермией.Индуктотермия имеет благотворное и лечащее влияние на организм. Благодаря ней, увеличиваются кровеносные сосуды, ...

Уход за кожей лица и шеи с помощью натуральных средств
Какая женщина не хочет долго оставаться молодой и привлекательной, не мечтает об отсутствии морщин на лице и шее? Но чаще всего женщины больше ухаживают за лицом, забывая о том, что шея стареет гораздо быстрее и игнорируют уход за ней. Сейчас, когда открыто множество косметиче ...

Истинная опасность курения
Пристрастие к табакокурению сейчас ни для кого не является сенсационным открытием и к курящему человеку общество, как правило, относиться более чем гуманно. Но правильно ли такое отношение к табаку и тем, кто так крепко застрял в его сетях? Курящий человек на самом деле не в с ...

Зачем нужна утренняя зарядка
Далеко не все люди являются жаворонками (т.е. бодро просыпаются утром). Многие из нас любят поваляться подольше в кровати, понежится на мягкой постели. При этом организм полностью приходит в себя только примерно к середине дня. Что пробуждение было более быстрым, а день более ...

Религия и боги Майя

Религия и боги МайяБезусловно, что Майя умели рассчитывать циклы обращения светил, но для них светила были божествами, еще как и разные явления природы, к примеру дождь и ветер. Помимо того, сама земля, растения, что они возделывали, животные, на которых они охотились либо которых приручали, тоже имели божественное происхождение.

Религия Майя, как и следовало ожидать, имела много общего с религией остальных мезоамериканских народов, поскольку все они являлись частью одной и той же культуры и находились на более менее одинаковом уровне развития. Общность верований этих народов касалась не только их религиозных представлений, но и отдельных божеств и ритуалов. Так, все либо почти все они имели пантеон, состоявший из многочисленных богов; одни из них были благосклонны к человеку, прочие враждебны, при этом дуализм мог существовать в одном и том же божестве. Различение сторон света предопределяло возможное разделение одного и того же божества как бы на четыре его подобия, каждое из которых ассоциировалось с определенным цветом, свойственным конкретной стороне света. Данная цветовая ассоциация не всегда совпадала в разных культурах. Силы природы, очевидно одинаковые для всех этих народов, олицетворяются сходными божествами с аналогичным культом и зачастую даже с одинаковыми изображениями. Наличие богов - покровителей основных занятий - другая общая черта мезоамериканских религий. Впрочем нет сомнения, что религия майя имела собственные особенности.

Религия, которую вырабатывает народ, отражает не только окружающую природную среду, но и ту социальную среду, в которой он рождается и живет. В предыдущих главах мы подчеркивали классовый характер общества майя. Упрощая картину, можно рассматривать у Майя два главных социальных слоя: основную массу производителей ("свободные" и рабы) и знать (аристократы и жрецы). И религия майя ещё имеет как бы две стороны: одна - для простого народа, другая - для правящего класса.

Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основные элементы его существования. Земля представлялась божеством с лицом, ассоциировавшимся со смертью, как и у народов Мексиканского нагорья. Ее ужасный вид объяснялся тем, что в ее лоне находился подземный мир, в котором покоились не только тела умерших, но ещё и светила - Солнце после заката и Луна и звезды после рассвета.

Э. Томпсон предполагает, что в кодексах Земля представлена богом, которого П. Шелльхас обозначил буквой F, а сам Томпсон - буквой R. Он предполагает еще, что этому божеству соответствует божество числительного 11, поскольку оба имеют на лице знак в виде завитка, характерного еще для иероглифа дня Кабан, символа Земли. На скульптурных памятниках богом Земли является, вероятно, тот, кто изображен в нижней части стелы 40 из Пьедрас-Неграс принимающим зерна маиса, которые ему бросает жрец. Именно его маска служит в Паленке пьедесталом для фигур из штука в колоннах фасада "Храма Надписей", а так же для крестовидного изображения на панелях "Храма Креста" и "Храма Лиственного Креста".

Солнце - Ах Кин, либо Кинич Ахав ("Господин лицо", либо "Солнечный Глаз"), либо еще Кинич Какмоо ("Солнечное лицо Гуакамайа - Огня") - анонсировано, вероятно, в кодексах богом G по П. Шелльхасу; это еще божество числительного А в иероглифах вариантов голов. Его символ - четырехлепестковый цветок. Рисунок цветка божество может иметь на лбу; как правило цветок сопровождает его в иероглифических текстах кодексов. На памятниках его изображение нередко украшает щиты, которые несут существенные лица. Божество имеет лицо старца с большими овальными либо квадратными глазами, зрачки которых зачастую размещены во внутренних, верхних либо нижних углах глаза; верхние резцы - единственные зубы, сохранившиеся у него в силу преклонного возраста, подпилены в форме иероглифа дня Ик; спираль на носу и нечто, похожее на крючок либо спираль в уголке рта, дополняют характерные черты солнечного бога. В некоторых случаях он может быть представлен еще молодым человеком, персонифицируя иероглиф дня Ахав. Впрочем он и почитался как существо, от которого зависел рост растений, похоже, что его более боялись, чем любили, поскольку засухи, которые он мог вызвать, были гибельными для урожая.

Для крестьянина Майя дождь был жизненно важен, особенно в северной области, где сезон дождей непродолжителен и недостаточен по количеству осадков. Именно поэтому изображение бога Чаака обычно встречается в кодексах и на монументах Юкатана. По П. Шелльхасу, это бог В, имеющий в кодексах такие характерные черты, как длинный висящий нос, глаз, обведенный спиралью, зрачок в форме запятой и завиток над носом, рот, беззубый либо с одним верхним резцом и нередко с одним крюком, выходящим из видимого уголка рта вперед, при этом лицо изображено в профиль. Он может быть изображен стоящим в потоках дождя либо плавающим в небольшом челноке либо опорожняющим сосуд с водой. Как правило в руке он держит каменный топор либо факел. На нескольких памятниках центральной области он представлен на скипетрах (как символ высокого положения) у знатных персонажей (Паленке, Йашчилан, Тикаль, Шультун, Киригуа и др.). В зданиях на севере области Майя его маска с большим носом, похожим на знак вопроса (который путешественники прошлого века путали с хоботом слона), с угрожающими клыками, со зрачком, обрамленным квадратным глазом, и с богатыми ушными подвесками является постоянным и нередко единственным мотивом декорации зданий.

В некоторых случаях (Кабах) фасад украшают сотни масок солнечного бога; в прочих (стили Рио-Бек и Лос-Ченес) здоровенная маска занимает центральную часть фасада, и ее пасть служит входом в храм (А. Рус не совсем прав, считая бога дождя Чаака у юкатанских майя XVI в. полной аналогией богу "В" майяских кодексов XII-XV вв. и богу скипетров 1-го тысячелетия н. э. Можно сказать, что это лишь функциональное совпадение, да и то частичное, упомянутых божеств. Начать с того, что в кодексах бог "В" носит название Кашиш - и это не бог дождя, а бог ветра, зачастую несущего с собой дождевые тучи.

Бог скипетров классического периода - это покровитель шестого яруса небес, бог-громовик, олицетворяющий плодородие, и т. д.
Такие животные, как лягушка и черепаха, были связаны с богом дождя; первая потому, что ее кваканье предвещает дождь, а вторая - потому, что ее плач якобы вызывает дождь. Майя верили, что на небе обитал один бог Чаак в четырех ипостасях, по одной для каждой стороны света. Майя Юкатана считали, что бог дождя жил на дне сенота, поэтому, чтобы добиться его благосклонности, они бросали в колодец разные приношения и людей (предпочтительно детей, плач которых ассоциировался с дождем). Иным магическим средством, якобы вызывающим дождь, служил густой черный дым, образующийся при сжигании каучука либо специального порошка и напоминающий темные дождевые тучи. В горных районах Чьяпаса и Гватемалы считали, что и его слуги, молния и гром, жили в горных пещерах.

В классический период на памятниках некоторых крупных центров (Тикаль, Капан, Ушмаль) возникает изображение бога дождя Тлалока. Но это теотиуаканское воздействие ограничилось лишь жреческими кругами и не дошло до широких народных масс.

Природные явления, связанные с дождем, - ветер, молния и гром - так же были почитаемы у майя. Некоторые исторические источники упоминают о божествах Павахтунах, насылавших ветры с четырех сторон света, при этом любой был связан с цветом, соответствующим его направлению (Чакпавахтун, красный - с востоком; Канпавахтун, желтый - с югом; Экпавахтун, черный - с западом; Сакпавахтун, белый - с севером). Эти сверхъестественные существа обитали под землей; они скорее напоминали слуг бога дождя - Чаакообов, чем самостоятельных божеств.

Похоже, что у майя не было особых божеств молнии и грома; видимо, они считались силами, происходящими от Чаакообов, либо просто их орудиями. Топор, который в кодексах нередко сжимает Чаак, мог символизировать гром (из-за удара, производимого при работе им) и молнию - из-за искр, высекаемых при ударе о иной камень. Барабан, на котором зачастую в кодексах играет Чаак, так же, вероятно, напоминает гром.

Важное место по многозначности функций и по связи с жизненными аспектами деятельности людей в пантеоне майя занимает богиня Ишчель. Основным образом она представляет Луну, называвшуюся на языке майя Юкатана "У". В календарных надписях это, видимо, молодая богиня числа "1". Известно о существовании святилища данной богини на острове Косумель.

Интерес к Луне определялся не только характером сверкающего светила, но и ее предполагаемым влияниям на рост растений и здоровье людей. Поэтому она считалась богиней - покровительницей медицины. Идол, ее изображающий, помещался под циновку роженицы, чтобы облегчить роды. Помимо того, она покровительствовала ткачеству. Ишчель может в целом считаться богиней, покровительствующей женщине и ее превалирующим занятиям.

В "Ритуале Бакабов", текст которого датируется колониальной эпохой и, вероятнее всего, основывается на информации, собранной вскоре после конкисты, содержатся доиспанские представления майя. В нем упоминаются четыре богини Ишчель, связанные с четырьмя цветами стран света. Э. Томпсон предполагает, что богиня самоубийц Иштаб - "хозяйка веревки", изображенная повешенной на таблицах затмений Дрезденского кодекса, могла быть не отдельным божеством, а ипостасью Ишчель.

Очевидно тесное родство богини майя Ишчель с мексиканской богиней Тласольтеотль (Тоси): обе они связаны с Луной, медициной, ткачеством, беременностью и родами, т.е. комплексом представлений, скорее всего весьма древних в религиозном мезоамериканском мышлении.

Другая богиня, которая, по Э. Томпсону, называется Иш Чебель Яш и располагается в тесном родстве с Ишчель, судя по ее изображению в кодексах и функциям, - это богиня О по классификации П. Шелльхаса. У нее тот же иероглиф, что и у Ишчель, за исключением того, что ее лицо в морщинах и у нее зачастую лишь один зуб, что указывает на ее старость. По мнению Шелльхаса, она является супругой Ицамны и матерью Ишчели. Она так же связана с Чаакообами, так как ее часто изображают льющей воду из сосуда. Как и Ишчель, она, видимо, была покровительницей ткачества, живописи и вышивки. На последней странице Дрезденского кодекса она представлена со злобным выражением лица, с когтями на ногах, юбкой, украшенной скрещенными костями, и со змеей, свернувшейся на голове. Знак Кабан в ее иероглифе, как и в иероглифе Ишчели, указывает на то, что обе богини связаны в некотором роде с Землей.

У майя издавна обожествлялся маис - основа их питания и, согласно "Пополь-Вух", плоть людей, сотворенных богами. В кодексах ему соответствует бог Е (по П. Шелльхасу), представленный красивым молодым человеком, голова которого заканчивается в виде початка либо окружена листьями маиса. Нередко он изображен совершающим какую-нибудь земледельческую работу. Впрочем несколько авторов дали божеству маиса имя Юм Кааш (господин леса), Э. Томпсон сомневается в правильности этого имени и утверждает, что, согласно некоторым источникам, бог назывался Ах Мун (маис). В хрониках даются и прочие названия этому растению, к примеру Кавиль, что Томпсон интерпретирует как "изобилие еды". Это божество считается покровителем числительного "8". День Кан еще связан с этим растением, поскольку его название означает "зрелый маис" и иероглиф этого дня считается его символом (Согласно переводу Ю. В. Кнорозова, это божество носит в кодексах имя Ум-виил (бог изобилия)).

У майя, как и у народов Мексиканского нагорья, обряд человеческого жертвоприношения путем обезглавливания ещё связан, видимо, с культом маиса. Об этом пишут хронисты. На одной из сцен Дрезденского кодекса изображено, как воздается культ именно голове бога Е; отсеченные головы вместо початков помещены среди листьев маиса на крестообразной фигуре в Паленке, знаменитой как "Лиственный Крест" и находящейся в храме того же названия.

Иным обожествляемым растением было какао. Как известно, бобы какао использовались в качестве монеты, и, видимо, его выращивание было более-менее монополизировано. Бог какао Эк Чуах изображался расписанным черной краской, с красным ртом и длинным носом, с поклажей на спине и посохом в руке, поскольку он был богом - покровителем торговли. Культ его почитался, по всей видимости, лишь хозяевами плантаций какао и богатыми торговцами.

В разных упоминаниях, содержащихся в колониальных источниках, подтверждается важность культа бога Ицамны. Он почитался как творец вселенной и мог быть самим Хунаб Ку либо, как считают некоторые авторы, его сыном. Для жрецов высокого ранга в течение постклассического периода Хунаб Ку - "единственный бог" - был, видимо, скорее метафизическим понятием, чем конкретным божеством, поскольку, по сообщениям хронистов, в его честь не возводился ни один храм и ему не воздавали никаких почестей, что было не правильно истолковано как тенденция к монотеизму. Э. Томпсон полагает даже, что на эту интерпретацию могло оказать свое воздействие христианство, начиная с момента конкисты и позднее.

Ицамна был по преимуществу богом неба. Он олицетворял небеса в их безграничности и вечности, небо дневное и ночное. Его имя в переводе означает "дом игуан" ("ицам" - это игуана). По Э. Томпсону, толкующему расширительно значение слова "игуана", оно означает вообще небесных чудовищ и таких пресмыкающихся, как ящерицы и змеи. От Ицамны зависело все, что было связано с небом: солнечный свет, лунные воздействия, дождь и как производное всех этих природных сил урожаи.

Как небесный бог и творец, он изображался беззубым старцем, а как божество, дарующее жизнь растительности, - иероглифом в виде листьев, растущих из его лба. В Дрезденском и Мадридском кодексах Ицамна изображен в виде двуглавой змеи, еще как и на монументах Паленке (панель из "Храма Креста", могильная плита в "Храме Надписей"). На классических монументах Копана, Йашчилана и Наранхо встречается геометрическая стилизация этих же двуглавых змей, известная как "ритуальная полоса", по которой отличают важных персон. По мнению Э. Томпсона, изображениями Ицамны являлись ещё полосы со знаками небесных тел (Солнца, Луны, Венеры и, наверное, прочих планет), обрамляющие фигуры людей либо сцены, вылепленные из штука на нескольких зданиях Паленке. Каждое такое обрамление должно было, во-первых, символизировать идею неразделимости земли и небес, а во-вторых, ограничивать квадратное помещение "дома игуан". Тот же автор рассматривает двуглавого ящера алтаря Копана как натуралистическое изображение Ицамны, считая ящера разновидностью игуаны.

Ицамне приписывались многочисленные свойства, поэтому к нему нередко обращались по разным поводам - и чтобы предотвратить коллективные бедствия, к примеру засуху, и чтобы испросить хорошего здоровья. В колониальных источниках данный бог называется многими именами, отражающими его универсальные функции.

Небесный пантеон майя включал и прочих богов, о которых не всегда можно с точностью сказать, почитались ли они правящим классом либо народом в целом. Один из них - бог Чикчан (бог Я, по П. Шелльхасу), покровитель числительного "9", иероглиф которого изображает молодого человека (в кодексах он представлен ещё как женщина) с чертами, свойственными кошачьим (пятна у рта, усы ягуара). Это божество ассоциировалось с дождем, т.е. оно было родственным Чаакообам либо подчинялось им. Поэтому наверняка его культ был народным, как им до сих пор остается культ богов Чикчанов - змей, вызывающих дожди, согласно верованиям чорти.

С большей уверенностью можно считать божеством, почитаемым жреческим классом, Лахун Чана (бог неба), который олицетворял планету Венеру. Похоже, что в действительности было пять богов, соответствующих Венере, и Лахун Чан был лишь одним из них. В Дрезденском кодексе это божество связано с таблицами, касающимися Венеры, когда, по Э. Томпсону, она вновь показывается на небе после нижнего сопряжения с Солнцем. Божество изображено агрессивным существом, вооруженным дротиком и щитом; его жертвы - боги К и Е, ягуар и черепаха, приносящие благополучие человеку, которому угрожает возникновение Венеры, выходящей из мира мертвых; сопутствующий иероглифический текст включает, согласно Э. Томпсону, неблагоприятные предсказания.

Другое божество - это бог С (по П. Шелльхасу), нередко изображаемый в кодексах и надписях на монументах, впрочем и нельзя с точностью объяснить его первоначальное значение. В самом деле, его функции разнообразны. С. Г. Морли называет его Шаман Эк - именем Полярной звезды, наверное, из-за ассоциации его с севером, но Шелльхас считал, что речь скорее могла идти о Малой Медведице, полагая при этом, что ее иероглиф - плоское лицо обезьяны. Майя могли представлять себе созвездие в виде фигуры обезьяны, чей цепкий хвост захватывал полюс, позволяя таким образом созвездию вращаться кругом твердой точки, которой являлась бы Полярная звезда. В таком случае бога С должны были почитать торговцы. Э. Томпсон допускает связь этого бога с севером, но напоминает, что он может быть представлен знаками четырех сторон света, что делает больше сомнительной интерпретацию, связывающую его исключительно с севером. В календарных надписях он первый спутник (иероглиф G1 из серии "Девяти владык ночи") и, помимо того, является частью знака X "лунного цикла". В прочих иероглифических контекстах бог С ассоциируется, видимо, с водой и Солнцем.

Напомним ещё о существовании в пантеоне майя Ошлахун-ти-ку - "13 богов", занимающих, видимо, 13 слоев, на которые делилась у майя небесная сфера. Э. Томпсон предполагает, что эти боги были покровителями числительных от 1 до 13 в ритуальном календаре, функция которых свидетельствует об их важности. Возможна еще их связь с 13 основными числительными в виде вариантов голов. Допустимо предположить, что почитание этих 13 небесных богов было ограничено жреческим классом, поскольку, если судить по функции, связанной с математикой и религиозным календарем, по мифическому характеру этих богов и их участию в космогонических битвах, они должны были быть далеки от забот народа.

Их антагонистами были Болон-ти-ку - "9 богов", живших на 9 уровнях, составлявших подземный мир, в котором обитали враги человека, насылавшие заболевания и вызывавшие смерть; там же находили пристанище умершие. Вредоносное воздействие этих богов на жизнь и поступки человека проявляется в календаре посредством серии "Девяти владык ночи", изображенных различными иероглифами G. В книгах "Чилам-Балам" соперничество между Болон-ти-ку и Ошлахун-ти-ку закончилось победой первых, которые вызвали катастрофу, в итоге чего погиб один из родов людей, последовательно создававшихся богами. Как и в случае с 13 небесными богами, почитание девяти подземных богов было заботой лишь жреческой верхушки, манипулировавшей космогоническими верованиями.

Говоря о некоторых божествах, мы упоминали о возможной ассоциации их с числительными и днями. Э. Томпсон лучше всех уточнил эти связи, основываясь частично на работе прочих ученых.

Мы уже говорили, что в ритуальном календаре любому дню соответствовало предсказание для родившегося в данный день, предопределявшее его будущие качества, а так же род предстоящих ему занятий и его судьбу. Основываясь на содержании различных хроник, А. Баррера Васкес и С. Рендон дают перечень названий животных, растений и прочих атрибутов, связанных с 20 днями религиозного календаря, кроме предсказаний для каждого из этих дней. Из их данных мы тут изложим лишь предсказания, связанные с днями.

Согласно верованиям майя, воздействие дней ритуального календаря сказывалось на судьбе не только отдельной личности, но и коллектива людей, т.е. одни знаки были благоприятны, а прочие, наоборот, опасны для определенных занятий. Помимо того, жрец, занимавшийся этими предсказаниями, учитывал воздействие - хорошее, плохое либо индифферентное - числительного, сопровождавшего любой день, которое в зависимости от обстоятельств могло бы изменить (в лучшую либо худшую сторону) судьбу, зависящую от названия дня.

Но влияние времени на людей и события не ограничивалось днем. Все календарные периоды вносили свою лепту в плетение сложнейшей сети, которой была опутана судьба каждого и всех.

День ритуального календаря (в нем было 260 дней), который совпадал с днем начала гражданского года, насчитывающего 365 дней, был чрезвычайно важен для определения характера грядущего года. Данный день, который на протяжении времени мог быть лишь одним из четырех (Акбаль, Ламат, Бен либо Эцнаб), бесконечно сменявших друг дружку, назывался майя ах куч хааб - "носитель года". По причинам, которые нам неизвестны, этих "носителей" заменили, и к моменту испанского завоевания ими были Кан, Мулук, Иш и Кавак.

Финальные дни тунов, катунов и бактунов так же имели значение для обоснования жрецами своих пророчеств. Самым важным был день, на который падал конец катуна и по которому он назывался; данный день непременно был Ахав, и его числительное менялось по нисходящей линии (13, 11, 9, 7, 5, 3, 1, 12, 10, 8, 6, 2, 13, 11 и т. д.). Книги "Чилам-Балам" дают нам серию двадцатилетий с соответствующими предсказаниями, которые не всегда понятны, поскольку они выражены языком метафор, нередко употреблявшимся жрецами. Кроме нескольких благоприятных катунов большая их часть провозглашала несчастья: засухи, эпидемии, нищету, войны, плотский грех, бесчестье и т. д.

Мы попытались поделить божества на народные и элитарные. Но существовало одно божество, которое вызывало общее чувство отвращения и страха у всех без исключения социальных групп, - это божество кончины. Оно обычно изображается в кодексах и анонсировано еще на многих памятниках. Это бог Н (по классификации П. Шелльхаса).

В разных исторических источниках он известен под разными именами: Сисин, что Э. Томпсон интерпретирует как "смрад", но что, по мнению лингвиста Марии Кристины Альварес, скорее могло бы этимологически означать "положить прекрасно натянутым"; Вак Митун Ахав - "господин седьмого круга", которого упоминает Ланда. Таже М. К. Альварес считает, что речь идет об одном из кругов подземного мира, впрочем Э. Томпсон полагал, что хронист неверно записал его имя, которое должно писаться как Чак Митун Ахав, что означало бы, по Томпсону, "великое адское гниение"; Хун Ахав, календарное имя "1 Ахав", с которым нередко упоминается планета Венера, считавшаяся опасной для всех, когда она выходила из мира мертвых после отсутствия на небе в течение определенного времени и была, по мнению Ланды, "владыкой всех демонов"; Ах Пуч, чье настоящее имя могло быть Ах Пукух - "господин преисподней" на языках цельталь, цоциль и тохолобаль, по Томпсону; наконец, Юм Симиль - "господин кончины", имя, которым этого бога все ещё называют на Юкатане.

В кодексах он как правило изображается в виде скелета. Среди элементов его убранства максимально постоянны бубенчики, похожие на металлические бубенчики, найденные в сеноте Чичен-Ицы, которые он мог носить на голове, на шее, на щиколотках либо на кистях рук. Ушным украшением ему служит длинная кость. Когда на нем есть какая-нибудь одежда (юбка, плащ), она украшена скрещенными костями. Божество связано с числительным 10 и со днем Сими, означающим "смерть"; в обоих случаях иероглиф воспроизводит лицо умершего, лишенное плоти и часто имеющее на щеке знак, напоминающий "процентов". Зачастую данный знак заменяется изображением черепа. В одном случае (Дрезденский кодекс) божество - женского рода.

В кодексах это божество нередко связано с богом, которого П. Шелльхас обозначил как F; оно ассоциировалось с войной и насильственной смертью при жертвоприношении. Для Томпсона это был бог Земли, он обозначен им буквой R. Бога кончины зачастую сопровождает собака, которая, согласно мезоамериканским верованиям, помогает умершему в путешествии в подземном мире, и сова, чей ночной крик всюду считается плохим знамением. На страницах кодексов он изображен за различными занятиями: ткет на ручном станке либо на станке, прикрепленном к дереву; подносит змееобразному божеству обезглавленную птицу и зерна маиса; возлежит на иероглифе Кабан (Земля) и курит; рубит дерево топором; держит голову умершего; смачивает кончик палки в сосуде, наверное содержащем краску; сжигает пчелу либо угрожает горящим факелом оленю. Упомянутая нами связь его с богом войны и кончины при жертвоприношении проявляется в присутствии обоих богов в одних и тех же сценах, зачастую они при этом сидят друг против друга, и в одном случае они присутствуют при жертвоприношении, в другом - бог кончины связан с четырьмя изображениями бога F, держащими бога К; на иной сцене бог F наряжен как бог А и разрушает храм. Нам известна ещё сцена, в которой бог кончины под дождем несет бога В (Чаака), сидящего на троне.

На монументах майя изображения кончины либо бога, ее символизировавшего, попадаются не нередко, за исключением календарных надписей, в которых, как мы уже сказали, один из дней цолькина - Сими (смерть) и числительное 10 используются нередко, особенно второе, которое кроме собственного числового значения входит в состав цифр от 13 до 19 в изображениях вариантов голов. Мы должны упомянуть так же иероглиф-эмблему Паленке - это череп, представленный почти во всех иероглифических надписях этого города.

Мы можем вспомнить лишь несколько изображений кончины: Алтарь 5 из Тикаля, где между двумя жрецами, стоящими на коленях, расположен алтарь с несколькими берцовыми костями, на которых покоится человеческая челюсть, поддерживающая череп животного; Монумент 1 из Бильбао, где смерть представлена в связи с игрой в мяч и человеческим жертвоприношением путем обезглавливания, что изображено так же на Монументе 3 того же памятника, впрочем в несколько замечательной форме, и, может быть, на монументе 13; фигуры Креста и Лиственного Креста в Паленке, на которых маска бога Земли и кончины поддерживает центральный элемент композиции, крестовидную фигуру, образуя таким образом символ Земли - маис либо смерть - возрождение; сходный мотив, впрочем и больше вычурный, - маска, на которой лежит, как будто упав на спину, человек, изображенный на могильной плите склепа "Храма Надписей" в Паленке.

Бог кончины, по верованиям майя, проживал на самом нижнем уровне подземного мира - Шибальба, либо Метналь, у различных групп. Второе название должно быть поздним, поскольку оно производится от искаженного слова Миктлан (на языке науа). Он представлялся как темное место, куда прибывали души умерших после длинного и трудного пути, полного опасностей. Мы не знаем, как майя классической эпохи воображали потусторонний мир (Благодаря последним исследованиям М. Д. Ко (США) и Ю. В. Кнорозова сейчас картина "потустороннего мира" в представлениях майя 1-го тысячелетия н. э. выявлена нужно полно. - См. об этом: Сое М. D. Maya scribe and his world. New York, 1973; Кнорозов Ю. В. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975, с. 249-250; Ершова Г. Г. Формула возрождения. - Латинская Америка, 1984, № 5; 1985, № 6), а историческая информация, которой мы располагаем, не совсем применима к ним.

Картина, описанная хронистами, вероятно, подразумевает результат двойного влияния: верований науа начиная с X в. и христианской религии шесть столетий спустя. С тольтекскими завоевателями могло прийти представление о рае для принесенных в жертву, а с испанцами - о небесах для хороших и преисподней для злодеев. Что касается предполагаемого рая для воинов, убитых в бою, и женщин, умерших при родах (эти представления рассматриваются некоторыми известными майянистами как привнесенные науа), то мы не обнаружили ни в одном историческом источнике какой-нибудь информации, подтверждающей их существование.

У майя существовали многочисленные божества, покровительствовавшие земледельцам (Земля, Вода, Солнце, Луна, Ветер, Дождь, Маис и т. д.). Остальным занятиям еще покровительствовали особые боги. Так, охотники почитали Сипа (оленя); рыбаки - Как Нешока (акулу с огненным хвостом); пчеловоды - Хобниля; ткачи - Мишель; торговцы и владельцы плантаций какао - Эк Чуаха; знахари - Ишчель и Кинич Какмо, а воины - Сим Чак Коха (отца - красную пуму) и Какупаката (огненный взор).

Почитались и некоторые животные, связанные с религиозными, мифологическими и астрономическими представлениями майя. Они выступали в роли божества либо их представителей. Эти животные служили так же для приношения богам искупительных жертв либо использовались как знаки-символы в иероглифической письменности. Среди главных назовем: ягуар, змея, сова, кецаль, летучая мышь-вампир, индюк, цапля, собака, обезьяна, олень, пекари, пума, броненосец, ящерица, лягушка, игуана, черепаха, рыба, двустворчатый моллюск, улитка, скорпион, пчела и бабочка.

По представлениям майя XVI в., существовало 13 небес, либо небесных сфер - "слоев неба", и 9 подземных миров. Мир считался плоским и квадратным по форме. По четырем его углам: на востоке, западе, севере и юге росли "мировые деревья", которые соответственно назывались Красное, Белое, Черное и Желтое. В центре мироздания находилось Зеленое дерево - "Йаш-че", нередко ассоциирующееся с сейбой. Тут же стояли четыре гигантских кувшина с водой: когда боги лили из них воду, на земле шел дождь. На небесах в тени ветвей Зеленого дерева, находился рай с богиней Иш Таб, а в подземных мирах - ад. Майя считали, что мир пережил несколько эр, каждая из которых заканчивалась потопом.

С небом и подземным миром были связаны соответственно идеи о добре и зле, с иной стороны, небеса рассматривались как мужское существо, а земля относилась к женскому роду.

Если сравнить данные индейских и испанских хроник XVI в. относительно представлений майя о сотворении Земли, небесных тел и появлении человека с данными исторических источников прочих мезоамериканских народов, к примеру ацтеков, то можно заметить явное культурное родство, существовавшее между ними. Многие из этих представлений дошли до нас через мифы.

Впрочем и с некоторыми вариантами, версии сотворения Земли и человека, даваемые "Пополь-Вух" киче, "Анналами Какчикелей" из Сололы и книгами "Чилам-Балам" юкатеков, необходимо сходны. Последовательные попытки богов создать существа, способные прокормить и почитать их, были безуспешными до того времени, пока не родился маис. Только из маисового теста творцы смогли создать человечество, которое отвечало их задачам. Люди могут жить и размножаться по мере того, как они будут исполнять собственные обязанности, т.е. снабжать богов пищей, почитать их, отдавать им собственную кровь либо кровь принесенных в жертву и подчиняться представителям богов на земле, т.е. жрецам. Открытие маиса породило еще сходные мифы: маис, скрытый под камнем, был известен лишь муравьям, которые по трещинам добирались к зерну, пока одна лисица не узнала об их тайне; позже ее раскрыли прочие животные и, наконец, человек.

Рождение Солнца, Луны и Венеры и их приключения составляют большую часть мезоамериканской мифологии. Солнечное светило предстает как герой, участвующий в борьбе против сил зла и кончины. Он умирает, возрождается и, наконец, превращается в

По сообщениям хронистов и по изображениям в кодексах и на монументах, а так же по археологическим находкам мы можем до некоторой степени восстановить ритуал, через который проявлялись религиозные верования майя. Известно, что более всего майя были озабочены добыванием пищи и продлением жизни. Они считали, что в этом им могут помочь разные обряды, индивидуальные либо коллективные. К их числу относились:

* посты и воздержания;
* молитвы;
* приношения, возлагаемые перед изображениями божеств и состоявшие из цветов, плодов, пищи растительного либо животного происхождения, живых либо только что принесенных в жертву животных;
* возжигание душистой смолы-копала;
* жертвенные кровопускания, когда человек извлекал из своего тела капли крови, превалирующим образом из ушей либо из языка;
* человеческие жертвоприношения.

Принесение в жертву осуществлялось разными методами, известными так же и в остальной Мезоамерике, в частности в Центральной Мексике, такими, как:

* расстреливание из луков,
* обезглавливание,
* сдирание кожи,
* сбрасывание в пропасть, в сенот либо в озеро,
* вырывание сердца из груди.

Церемонии религиозного характера сопровождали все важнейшие моменты коллективной и индивидуальной жизни. К примеру, одни обряды сопровождали земледельческие работы (сжигание леса, сев, сбор урожая), прочие были связаны с жизненным циклом человека (рождением, совершеннолетием, вступлением в брак и, наконец, смертью).

В похоронных обрядах наблюдаются различия в отношении к телу умершего в зависимости от социальной категории данного лица: кремация правителей и важных лиц, пепел которых хранился в глиняных урнах либо деревянных статуях; простая яма под хижиной либо поблизости с ней - для простых людей.

Археологи со своей стороны определили, что в зависимости от социального положения усопшего захоронение могло быть обыкновенный ямой, вырытой в земле, ямой, изнутри обложенной камнями и закрытой сверху плитой, камерой с каменными стенами и сводчатым потолком. Захоронение могло находиться под полом хижины, внутри платформы гражданской либо религиозной постройки, в кургане, насыпанном с похоронными целями; некоторые гробницы украшались настенной живописью. Оно могло быть индивидуальным либо коллективным, в последнем случае без проблем опознаются останки, соответствующие главному лицу, и останки сопровождавших его людей, принесенных в жертву для служения ему на том свете. Количество и качество предметов, положенных как приношения, ещё варьировались.

Самая большая могильная конструкция, известная на всем Американском континенте, - это, без сомнения, склеп, построенный внутри "Храма Надписей" в Паленке. В склепе располагается огромный каменный саркофаг, покрытый барельефами, рассказывающими о жизни правителя, похороненного в нем. Богатство архитектурного ансамбля гробницы и приношений иллюстрирует политическую, социальную и религиозную значимость, которую имел данный человек при жизни.

Во время религиозного праздника начала Нового года изображение бога - покровителя ушедшего года заменялось изображением покровителя начинающегося года. Любой месяц устраивались праздники в честь богов - покровителей некоторых профессий (лекари, жрецы, охотники, рыбаки, пчеловоды, воины и т. д.). Конец некоторых немалых периодов (к примеру, катунов) отмечался особенно пышно.

Итак, абсолютно очевидно, что религия у древних майя играла очень большую роль. Она регулировала не только все стороны социальной жизни, но и личную жизнь любого индивида, члена этого общества. Жречество, осуществлявшее это всестороннее регулирование всемерно использовало свою неограниченную власть над простым народом и держало его в полном повиновении.

 

 

Жрецы индейцев Майя Жрецы индейцев Майя
Верховный жрец, по Ланде, назывался Ахав Кап Май. Но весьма вероятно, что его информация не совсем точна и скорее связана с каким-то конкретным человеком по фамилии Май. Данная фамилия до сих пор нередко встречается у майя. Титул Ахав Кан обозначает "господин змея". Скипетр со змеевидной рукояткой у многочисленных персонажей на монументах классического периода обязывает предположить, что данный титул был сильно распространен на большей части территории Майя (Петен, Усумасинта, Мотагуа) в указанный период.Из хроник мы знаем, что в зависимости от выпо ... Читать

Пирамиды цивилизации майя в глубине джунглей Пирамиды цивилизации майя в глубине джунглей
Центральная Америка таит в себе руины удивительной цивилизации майя. В джунглях скрываются заброшенные города с пирамидами, храмами, стадионами и даже, обсерватории. Познания индейцев майя в астрономии и астрологии были настолько глубоки, что календарь и гороскоп майя до сих пор пользуются большой популярностью.Наиболее точно восстановленный центр цивилизации майя на Юкатане расположен рядом со священными озёрами Чичен-Ица. Здесь находится одна из знаменитых достопримечательностей этих мест – Храм пернатого змея (Кукулькан). Этот храм был возведён н ... Читать

Модель мироздания в религии Майя Модель мироздания в религии Майя
Древние Майя не сомневались, что земля была квадратной, в крайнем случае, прямоугольной. Небо, словно крыша, покоилось на пяти подпорках - "небесных столбах", т.е. на центральном "Первоначальном дереве" и на четырех "цветных деревьях", росших по краям земли. Майя как бы перевели планировку своих древних общинных домов на окружавшую их видимую вселенную, смоделировав ее в своем сознании по образу и подобию того, что в далекие времена было конкретной реальностью. По-видимому, и центральное "Первоначальное (мировое) дерево", бывшее в понятии Майя начал ... Читать

Древние Майя знали астрономию Древние Майя знали астрономию
В настоящее время для расчетов затмений мы используем алгебраические вычисления, но, как известно из источников, Майя действовали по-другому: они сочетали астрономические наблюдения и справочные таблицы. Таблицы Дрезденского кодекса должны были дать жрецам не только информацию о будущих затмениях, но и о том, как соотнести их с 260-дневным календарем «тцолкин». Говоря кратко, они составляли собственные таблицы из расчета на 11 958 дней, что почти наверняка соответствует 46 годам «тцолкин» (11 960 дней). Это совершенно соответствует 405 лунным месяца ... Читать

Календарь индейцев Майя Календарь индейцев Майя
Никаких древних источников, которые давали бы полное описание календаря майя, не найдено. Исследователи получают сведения о календарной системе, расшифровывая горстку сохранившихся рукописей майя и изучая иероглифы на их стелах и памятниках.После веков исследований календарь майя по-прежнему приводит специалистов в восхищение и впечатляет своей сложностью. Среди его особенностей – тонкие поправки к продолжительности солнечного года и необычайно точное описание лунных и планетарных циклов. Все это было искусно подсчитано древними майя, которые скрупу ... Читать

Найден вход в загробный мир Найден вход в загробный мир
В одной из найденных пещер археологи обнаружили вымощенную камнем дорогу длиной около 100 метров, заканчивающуюся колоннадой со ступенями, уходящими прямо в воду. В пещерах также обнаружили предметы обихода и человеческие останки. Глава экспедиции Гильермо де Анда уверен, что в подземных катакомбах происходили ритуальные человеческие жертвоприношения. По словам де Анда, более всего исследователей поразили крупные колонны и скульптуры священнослужителей.Гильермо де Анда предполагает, что пещеры – это естественный природный портал в другую реальность, ... Читать

Научные познания Майя Научные познания Майя
Астрономия была для них первым шагом в научном познании мира, а необходимость накапливать знания, измерять периодичность годовых изменений и совпадающий с ними ритм движения небесных светил привела их в область математики. После чего уже они сделали календарь, вероятно, в первую очередь лунный (так как фазы Луны достаточно легко наблюдать), а после этого солнечный. Исследование и регистрация небесных явлений и связь их с календарем подразумевали употребление символов, т.е. письменности.Средства, используемые древними Майя для проведения астрономичес ... Читать

Медицина древних Майя Медицина древних Майя
Для древних Майя причины болезни могли быть естественными либо сверхъестественными. В первом случае лечение осуществлялось посредством использования имевшихся у них эмпирических знаний о лечебных свойствах растений. Но если болезни были вызваны "плохими ветрами", либо насланы врагами, либо вызваны нарушениями религиозных предписаний, либо имели любое другое "чудесное" происхождение, считалось, что излечить их может только колдовство.Знахари применяли нередко терапевтический метод, основанный на элементарном принципе: лечить сходное сходным. Но сходс ... Читать

Как жили древние Майя Как жили древние Майя
В VI-IX вв. Майя достигли наивысших успехов в развитии разных видов неприкладного искусства и прежде всего в монументальной скульптуре и живописи. Скульптурные школы Паленке, Копана, Йашчилана, Пьедрас-Неграс добиваются в это время особой тонкости моделировки, гармоничности композиции и естественности в передаче поз и движений изображаемых персонажей (правителей, жрецов, сановников, воинов, слуг и пленных). Знаменитые фрески Бонампака (Чьяпас, Мексика), относящиеся к VIII в. н. э., - это целое историческое повествование: сложные ритуалы и церемонии, ... Читать

Куда исчезла цивилизация Майя Куда исчезла цивилизация Майя
По версии, которая одно время была популярной, всё это приписывалось социальными потрясениями. Так, при раскопках в Тикале, археологи нашли множество намеренно испорченных каменных скульптур. При этом, за всю 600-летнюю историю Тикаля тут никогда не было завоевателей-чужеземцев. Некоторые исследователи сразу создали вывод о назревании в царстве Майя нечто вроде революционной ситуации, которая переросла затем в массовые беспорядки. Во время беспорядков, бунтовщики, как предполагают учёные, рушили многие каменные изваяния, а заодно вырезали всех особ ... Читать

Прогнозы учёных на 2012 год Прогнозы учёных на 2012 год
Сотрудник Национального автономного университета Мексики Альфонсо Арельяно опроверг якобы содержащееся в календаре индейцев майя пророчество о точной дате конца света. Ученый объяснил, что на 21 декабря 2012 года выпадает конец нынешнего космического цикла, который соответствовал представлениям жрецов данной доколумбовой цивилизации. Календарь майя классического периода (III-IX вв н.э.) берет начало с 13 августа 3113 года до нашей эры и должен завершиться 21 декабря 2012 года.Современная наука пока не в состоянии объяснить, по какой причине именно 1 ... Читать

Пророчества Майя на 21 декабря 2012 года Пророчества Майя на 21 декабря 2012 года
Комплекс пирамид, построенный цивилизацией майя, был возведен строителями, не знавшими металлических орудий, вьючных животных и даже колеса. Как майя удалось создать столь развитую цивилизацию? Что они думали о собственном скором времени? По какой причине к древним развалинам ежегодно устремляются тысячи наших современников?Ежегодно, во время весеннего и осеннего равноденствия, тысячи людей со всего света приезжают в Мексику, на полуостров Юкатан, в развалины древнего города Чичен-Ица, чтобы увидеть крылатого бога-змея Покультама, появляющегося на с ... Читать

 

 

Добавление комментария
    
Карта Сайта | Нумерология | Праздники | Тулбар | Жалобы и предложения | Веб-мастерам