Причина гибели некогда цветущих цивилизаций - одна из самых жгучих тайн истории, а среди погибших древних культур, возможно, самая загадочная - цивилизация острова Пасхи. Данный остров площадью всего 165 квадратных километров - один из максимально уединенных обитаемых островов. Он лежит в Тихом океане приблизительно в 3500 километрах к западу от ближайшего материка - Южной Америки. На острове субтропический климат, плодородная вулканическая почва. Он мог бы быть райским уголком. По какой же причине в настоящее время это пустынный клочек суши, на котором живут лишь несколько сотен человек, впрочем, судя по гигантским каменным статуям, тут некогда существовала нужно развитая цивилизация?
Данный вопрос рассматривает американский биолог Дж.Дайамонд, применяя данные новейших исследований, проведенных археологами и палеонтологами. Предлагаем вашему вниманию сокращенный реферат его статьи в научно-популярном журнале "Дискавер".
Остров был открыт голландским мореплавателем Якобом Роггевеном весной 1722 года. Данный клочок суши напомнил путешественнику скорее пустыню, чем рай: "С значительного расстояния остров изначально показался нам песчаным; но оказалось, что то, что мы приняли за песок, вообще-то было высохшей травой, сеном либо иной выгоревшей растительностью. Общий пустынный вид производил впечатление крайней бедности и бесплодности".
Остров был покрыт травой, без единого дерева либо куста высотою больше трех метров. В настоящее время ботаники находят на острове Пасхи только 47 видов не завезенных растений, большая часть - папоротники, травы и осоки. Известно лишь два вида невысоких деревьев и два вида кустов. С такой флорой островитяне не имели источника хорошего топлива. Из животных на острове встречались только насекомые. Не было ящериц, ни летучих мышей, ни птиц, ни даже улиток либо слизняков. Из домашних животных имелись только куры.
Европейские путешественники, посещавшие остров в XVIII - начале XIX века, оценивали число его жителей приблизительно в 2000. Как установил капитан Кук, ненадолго приставший к острову в 1774 году, его обитатели имели полинезийское происхождение (таитянин, сопровождавший Кука, смог поговорить с ними). Но, не смотря на заслуженную славу полинезийцев как народа мореплавателей, пасхальцы смогли выплыть навстречу кораблям Роггевена только вплавь либо на сильно хрупких лодочках типа каноэ.
Островитяне были совершенно изолированы от остального мира и не знали, что где-то ещё существуют люди. В последующие годы данная изолированность была доказана: на острове Пасхи не обнаружили ни одного предмета, не завезенного сюда первопоселенцами либо приплывшими позже европейцами, и, в свою очередь, ни в одном из уголков мира не нашлось никаких изделии, типичных для острова. Между тем островитяне хранили память о том, что их предки когда-то посещали необитаемый островок Сала-иГомес в 260 морских милях от их острова (ближайшая к острову Пасхи суша).
Остров Пасхи знаменит своими огромными каменными статуями. Больше двухсот таких истуканов стояло когда-то на массивных каменных платформах вдоль берега. Не менее семисот прочих, на различных стадиях изготовления брошены в каменоломнях либо вдоль древних дорог, ведущих от этих каменоломен к берегу. Большая часть статуй вырублено в одной каменоломне, и оттуда их сумели переместить на расстояние до десяти километров к океану.
А весили они до 82 тонн при высоте до 10 метров. Постаменты для них имеют длину до 150 метров, высоту больше трех метров, а составляющие их каменные плиты весят до 10 тонн. "Эти каменные изображения поразили нас, поскольку мы не могли понять, - писал Роггевен, - каким образом данный народ, не имеющий ни толстых прочных бревен для изготовления каких-либо машин, ни прочных канатов, смог все же воздвигнуть такие статуи". Наличие статуй говорит о совсем другом обществе, чем то, которое застал на острове Роггевен. Во-первых, чтобы создавать такие ряды огромных статуй, население острова должно было намного превышать 2000 человек. Во-вторых, для этого необходимо было трудно организованное общество. Ресурсы острова весьма разбросаны: лучший камень для статуй добывался на северо-востоке, красный камень для "корон", увенчивающих некоторые статуи, - на юго-западе, орудия для скульпторов вырабатывались из камня, добывавшегося в основном на северо-западе острова. Самые плодородные почвы лежали на юге и востоке, а лучшие места для ловли рыбы находились у северного и западного берегов. Для добычи и распределения всех этих ресурсов требовалась сложная социальная организация. Как она могла возникнуть на этом пустынном острове и по какой причине исчезла?
Многие европейцы считали невероятным, чтобы полинезийцы с их "низкой" культурой могли создать такие памятники. В 60-х годах швейцарский писатель Эрик фон Дэникен, горячо верящий в посещение Земли инопланетными космонавтами, даже предположил, что статуи острова Пасхи - творение инопланетян.
Что происходило на острове после заселения его человеком? Об этом рассказали новейшие исследования археологов и палеонтологов.
Радиоуглеродное датирование показало, что первые следы деятельности человека на острове появились около 400 - 700 года, что неплохо совпадает с данными лингвистов о времени возникновения языка, на котором говорили пасхальцы. Пик сооружения статуй пришелся на 1200 - 1500 годы, позже их почти не возводили. По археологическим находкам можно оценить размеры населения: максимально распространена оценка в 7000, впрочем некоторые говорят и о 20 тысячах человек, что при размерах острова и плодородии его почв не кажется невероятным.
С участием ныне живущих островитян проведены археологические эксперименты, показывающие, каким образом могли вырубиться и перевозиться каменные статуи. Оказалось, что за год двадцать человек, применяя только каменные долота, могут изготовить даже самую крупную статую из найденных на острове. При наличии достаточного количества бревен и канатов бригады в несколько сот человек могли грузить статуи на деревянные волокушки, тянуть их по деревянным "рельсам" либо по бревенчатым каткам, а после чего поднимать в вертикальное положение при помощи рычагов из бревен. Канаты могли вить из волокон маленького местного дерева пау-пау, родственного липе, из которой и у нас делали мочало. Но пау-пау в настоящее время очень редко встречается на острове, а для перевозки одной статуи потребовались бы сотни метров каната. Может быть, ранее тут хватало деревьев?
На данный вопрос может ответить палинология - наука, изучающая древнюю пыльцу, захороненную в пластах осадков в болотах и прудах. Возраст каждого слоя можно определить при помощи радиоуглеродного анализа. Изучая под микроскопом пыльцу, найденную в этих пластах, можно узнать, какие растения цвели тут в прежние века. Эту работу не так давно выполнили новозеландец Джон Флендли и англичанка Сара Кинг.
Оказалось, что когда-то остров Пасхи выглядел совсем иначе. В первое время после появления тут полинезийцев остров был покрыт мощным субтропическим лесом с разнообразными видами деревьев, кустов и трав. Среди других видов тут росли пау-пау и дерево торомиро, дававшие отличные дрова. Преобладал в этом лесу особый вид пальм, которого в настоящее время на острове нет совсем. Нижние слои отложений прямо-таки набиты его пыльцой. Данный вид родственен живущей и посейчас на американском материке чилийской винной пальме, достигающей в высоту 25 метров, а в диаметре 180 сантиметров.
Чем, помимо пальмовых продуктов, могли питаться жители острова? Раскопки, относительно недавно проведенные американским археологом Дэвидом Стедманом, показали, что животный мир острова был не менее разнообразным, чем растительный. Стедман изучал так называемые кухонные кучи - помойки, накапливавшиеся вблизи мест разделки добычи, приготовления и потребления пищи. В Полинезии эти куча на 90 процентов состоит из рыбьих костей. Но воды кругом острова Пасхи не сильно богаты рыбой. В период с 900 до 1300 года менее четверти массы кухонных куч составляют рыбьи кости, и больше трети костей принадлежат дельфинам (в Полинезии - менее процента). Жители острова Пасхи охотились с гарпунами на дельфинов, но распространенный тут вид дельфинов живет вдали от берегов. Из этого следует, пасхальцы имели лодки, пригодные для выхода в океан.
Помимо дельфинов, как обнаружил Стедман, первопоселенцы питались морскими птицами. В кучах найдены кости альбатросов, фрегатов, олушей, глупышей, буревестников, крачек и прочих птиц. На острове гнездилось не менее 25 видов птиц, возможно, это был крупнейший птичий базар во всем Тихом океане.
Итак около 1600 лет назад, ступив на берег после долгого плавания, полинезийцы обнаружили тут нетронутый рай, в котором было все необходимое для нормальной жизни. Что же случилось затем?
Пыльца из отложений показала, что уже через четыре века после высадки людей уничтожение леса зашло довольно далеко. В колонках отложений родился древесный уголь - свидетель выжигания леса, а количество пыльцы пальм и прочих деревьев стало снижаться, пока её почти совершенно не заменила пыльца трав. Вскоре после 1400 года пальма вымерла совершенно, и не только потому, что её вырубали люди, но и потому, что крысы не давали ей размножаться. В пещерах на острове найдены десятки разгрызенных крысами орехов. Вырубалось и дерево пау-пау, так что в конце концов исчез материал для канатов. Ко времени прибытия на остров Тура Хейердала на деревянном плоту (ученый хотел этим плаванием, совершенным в 1947 году, доказать, что предки пасхальцев приплыли сюда из Америки) на острове оставалось одно-единственное, почти засохшее дерево торомиро, а теперь нет и его. К счастью, экземпляры этого вида сохранились в различных ботанических садах мира.
В XV веке погиб и сам лес. Люди вырубали деревья на дрова, для строительства пирог и возведения статуй, для сооружения домов и просто чтобы расчистить место для своих полей. Видимо, исчезли местные птицы, разносившие пыльцу и семена растений. Не только погиб лес, но и вымерло большая часть видов растений, его составлявших.
Не легче пришлось и животным. Исчезли все местные лесные виды птиц. Даже крупных улиток у берегов острова всех выловили, пришлось перейти на сбор мелких видов. Кости дельфинов резко исчезли из кухонных куч, начиная приблизительно с 1500 года: не стало материала для строительства немалых океанских пирог, прекратилась и охота с гарпуном. Были уничтожены совершенно колонии больше пятидесяти процентов видов морских птиц, гнездившихся на острове Пасхи.
Чтобы сохранить в рационе мясо, пасхальцы усилили разведение кур, которые до того были немногочисленными. И в кухонных кучах стали часто встречаться человеческие кости. В сохранившихся устных преданиях говорится о людоедстве. Имевшиеся продукты готовили на кострах из выжимок сахарного тростника, из травы и осок - другого топлива уже не было.
Все эти факты складываются в цельную картину упадка и вымирания общества.
Через несколько столетий после прибытия на остров потомки первопоселенцев начали сооружать огромные каменные статуи на платформах, по стилю похожие на меньшую размерами скульптуру их полинезийских предков. Годы шли, и их постаменты все увеличивались, на головах монументов появились десятитонные "шапки" из красного камня. По-видимому, шло негласное соревнование между семьями либо кланами, кто поставит больше крупную скульптуру, которая прославит богатство и мощь создателей.
Постепенно оказалось, что растущее население сводит лес быстрее, чем тот может восстанавливаться. И вскоре островитянам стало не хватать не только древесины и канатов, но и воды: дождевая вода, не задерживаемая лесом, стала быстро стекать в океан. Иссякли родники и ручьи. Почва утратила былое плодородие. Из пищевых ресурсов фактически остались корешки трав, куры и... люди.
Остров не мог более прокормить вождей, чиновников и жрецов, нужных для функционирования сложного общества. Оставшиеся в живых островитяне рассказали первым европейским пришельцам, как централизованное правительство сменилось хаотичным правлением глав отдельных мелких кланов. Наконец, главенство захватили те, у кого была сила, - каста воинов. Остров и в настоящее время усеян каменными наконечниками копий и кинжалами, потерянными в боях XVII - ХVIII столетий. Около 1700 года началось резкое падение численности населения...
Вот так погибла высокоразвитая цивилизация на острове Пасхи. Но ведь данный остров - уменьшенная модель нашей планеты. У нас тоже растет население и уменьшаются запасы требующихся для жизни природных ресурсов. Мы тоже нередко возводим гигантские сооружения либо осуществляем проекты, рассчитанные в основном на то, чтобы пустить пыль в глаза. Если развитие человечества будет продолжаться прежним курсом, уже наши дети увидят, как перестанет ловиться рыба в океанах, как иссякнут сокровища недр, исчезнут леса и плодородные почвы. Нам тоже некуда переселиться - вблизи нет пригодных для жизни "островов".
Но есть одно, зато весьма важное отличие нашей большой цивилизации от малой островной. Если весь "банк информации" жителей острова Пасхи состоял из деревянных дощечек с записанными на них молитвами и преданиями, а науки у них совсем не было, у человечества имеются библиотеки, архивы, научные институты. Есть и нужно знаний о том, как функционируют механизмы, позволяющие нам существовать на Земле. Неужели у нас не достаточно ума не ломать эти механизмы? Неужели гибель цивилизации пасхальцев не станет для нас уроком?