Исследователи паранормальных явлений обнаружили весьма любопытный феномен, который получил название «некротический контакт». Он заключается в том, что между душой, либо, по современной терминологии, энергетической сущностью умершего человека, и принадлежавшими ему вещами может возникать информационная связь.
Для пребывающей в тонком мире души эти предметы служат антеннами-ретрансляторами ее волнового излучения. Особенно сильной такая связь бывает с костными останками усопшего. Причем такой некротический контакт может иметь очень печальные последствия...
В 80-е годы я работал в очень популярном в то время географическом журнале. Так вот у пятидесяти процентов сотрудников были птичьи фамилии, а у двух рыбьи. Мы были убежденными материалистами и не придавали значения этому случайному совпадению. К тому же, тяга к перемене мест, то есть командировкам, была свойственна всем без исключения сотрудникам, а не только носителям птичье-рыбьих фамилий. Хотя тот же материализм учит, что случайность - это неосознанная закономерность. Впрочем, мистические явления, которые ранее отрицались по принципу «Этого не может быть, потому что не может быть никогда», в настоящее время тоже получают весьма материалистическое объяснение. О них и пойдет дальше речь.
Однажды заведующий отделом науки по имени Володя с птичьей фамилией Соколов привез из командировки в Среднюю Азию человеческий череп, который добыл, раскопав захоронение какого-то средневекового воина. У себя в кабинете он поставил череп на журнальный столик напротив своего письменного стола и в шутку называл его «мой бедный Йорик» на манер шекспировского Гамлета. Прошло каких-то полгода, и Володя, цветущий тридцатилетний мужик, заболел какой-то непонятной болезнью, а через месяц скончался.
Заведующим отделом науки назначили литсотрудника Юру Щукина. Это был весьма спокойный, здравомыслящий человек, не отличавшийся пристрастием к спиртному. А здесь после повышения Юра неожиданно начал с утра прикладываться к бутылке и к вечеру напивался до беспамятства. Он ложился грудью на письменный стол и заплетающимся языком что-то бубнил, глядя на «бедного Йорика». Пробовал лечиться, но не помогло. Когда возвращался из больницы, все повторялось. Кончилось тем, что его уволили.
Вскоре после чего редакция перебралась в другое помещение. При переезде череп потерялся, и остальных пострадавших от него, хотя тогда это никому не пришло в голову, не было.
А года два назад я случайно встретил Юру Щукина, которого потерял из виду. Оказалось, что он все-таки сумел вылечиться от алкоголизма. Начал писать повести и рассказы и стал профессиональным литератором. По его словам, тогда в журнале он начал пить потому, что не мог вынести гнетущего воздействия черепа.
- При чем тут «Йорик»? - удивился я. - Как может воздействовать какая-то черепушка?
- Еще как может. Утром, когда я приходил в редакцию и садился за стол, то чувствовал, как он злобно «сверлит» меня своими пустыми глазницами. Стоило хотя бы час побыть с ним наедине, и начиналась настоящая чертовщина. Мерещилось злобное лицо какого-то монгола, который обвинял меня в том, что я нарушаю его покой в потустороннем мире. Слов я не слышал, но несмотря на то все понимал. Потом появлялось такое мерзостное состояние, что хотелось завыть либо разбить стекло и выпрыгнуть из окна, - рассказывал Юра. - Чтобы прийти в норму, я стал понемногу выпивать, а потом уже не мог остановиться...
Услышанное от Щукина навело меня на мысль, что заболевание и смерть его предшественника Соколова, который раскопал чью-то могилу и привез череп, могли быть вызваны неким загадочным воздействием. Наглядной иллюстрацией этой мысли является недавний случай, который произошел в калифорнийском городе Глендейле. В полицию позвонил некий Том Пентон, сказал, что он только что совершил убийство, и назвал адрес. Приехавшие на место правонарушения детективы Мэтью Дуглас и Джозеф Росс были изумлены орудием убийства. Ранее им никогда не приходилось сталкиваться самим либо слышать, чтобы кого-то отправили на тот свет при помощи... человеческого черепа. В том, что именно его использовал убийца, не было никакого сомнения. На черепе запеклась кровь, а сам он треснул после того, что им несколько раз с большой силой ударили по голове жертвы. Тело убитого так и осталось сидеть в кресле за письменным столом, а на залитом кровью лице застыла гримаса то ли смеха, то ли предсмертной судороги.
Довольно необычно выглядел и кабинет, в котором случилось убийство. Это была просторная комната, три стены которой занимали высокие, от пола до потолка, стеллажи. Два из них были уставлены толстенными томами, а третий был отведен под выставку образцов примитивного мексиканского искусства: глиняные статуэтки, маски, посуда. Перед стеллажом стоял массивный письменный стол, заваленный бумагами, забрызганными кровью. Метрах в трех напротив него - стол поскромнее, на котором были только компьютер и диктофон. Опрокинутый стул свидетельствовал, что сидевший за столом убийца бросился на свою жертву в состоянии аффекта.
Осмотрев кабинет, детективы перешли в гостиную, где под охраной патрульного, сложив руки на коленях, сидел на диване Том Пентон. Это был худощавый мужик лет сорока с узким лицом и редкими волосами. Он смотрел прямо перед собой, нередко моргая близорукими глазами за толстыми стеклами очков, и выглядел совершенно безобидным.
- Это вы звонили в полицию и заявили, что убили Криса Веберна? - на всякий случай спросил детектив Росс, хотя тыльная сторона правой ладони и рукав рубашки Пентона были в пятнах крови.
- Да, - бесстрастно подтвердил очкарик.
- Почему?
- Он угрожал мне.
- Не хотите ли рассказать поподробнее, как это случилось? Если желаете, можно вызвать адвоката.
-Мне нечего скрывать, поэтому адвокат не нужен, - тихим, но спокойным голосом начал рассказывать Пентон. - Изначально у меня была мысль подстроить все так, будто это дело рук случайного грабителя. Но потом понял, что из этого ничего не выйдет. Врать я не умею. А помимо того, после случившегося мне абсолютно безразлично, что со мной будет.
- Почему вы выбрали в качестве орудия убийства череп? Кстати, где вы его взяли?
Пентон зажмурился, сделал судорожный глоток, но здесь же снова открыл глаза и, глядя куда-то в пустоту, произнес безжизненным голосом:
- Я взял его со стеллажа позади письменного стола Веберна. Когда я ударил его, он как раз сидел за столом.
- Вы хотите сказать, что он держал человеческий череп у всех на виду в своем кабинете? - недоверчиво покачал головой детектив Дуглас. - На кой черт?
- У него было сильно специфическое чувство юмора. Ему нравилось шокировать своих посетителей. А во-вторых, Веберн утверждал, что данный череп играет для него роль memento mori.
- Роль чего?
- Это по-латыни «помни о смерти». Напоминание о том, что все мы смертны.
- Довольно мрачно думать об этом любой день.
- Крис Веберн был сильно хладнокровным человеком и ничего не боялся. А смерть в каком-то смысле была его жизнью, поскольку он занимался изучением пропавших цивилизаций.
- Нельзя ли поподробнее, - попросил детектив Росс, придерживаясь правил перекрестного допроса, хотя в этом не было большой необходимости.
- Веберн был антропологом новой формации, умевшим зарабатывать деньги на своих открытиях. После того как он опубликовал несколько интереснейших монографий о культуре народов Центральной Америки доколумбовой эпохи, на него посыпались приглашения выступить с лекциями от разных университетов. А за них прекрасно платили.
- Вы работали у него секретарем на полной ставке? - решил сменить тему Дуглас.
- Да, я помогал ему в исследованиях, сопровождал в экспедициях на Юкатан и в прочие районы Мексики, редактировал его заметки, печатал рукописи, вел деловую переписку на компьютере.
- И как давно?
- Восемь лет.
- Живете тут?
- Да. У меня комната в южном крыле дома.
- Кто-нибудь еще, помимо хозяина и вас, живет тут?
- Нет. Рейчел, жена Веберна, ушла от него несколько лет назад. А остальных близких родственников у него нет.
- Вы спланировали убийство вашего шефа заранее? - вмешался Росс.
- Нет. До сегодняшнего дня у меня и мысли не возникало убивать его.
- Выходит, у вас произошла неожиданная ссора?
- Нет. Никакой ссоры не было.
- Тогда что же толкнуло вас на убийство?
Пентон надолго замолчал, а потом, запинаясь, сказал, что детективы все равно не поверят, поэтому пусть считают, будто он сделал это в припадке беспричинной ярости. Росс и Дуглас принялись убеждать, что у них нет причин не верить ему, а признание облегчит его вину. В конце концов Пентон сдался:
- Вчера я получил письмо от одного из ведущих антропологов, который предлагал мне стать его личным секретарем, обещая солидную прибавку к моему здешнему жалованью. Я тщательно все обдумал и сегодня утром пришел к выводу, что отказываться от такой удачи было бы глупо. Но, когда я сообщил о своем решении Веберну, тот категорически отказался отпустить меня. Сказал, что в этом случае более не сможет быть уверен в том, что я буду молчать. И даже пригрозил, что, если я уйду, он предпримет «определенные шаги».
- А о чем вы должны молчать?
- О том, что произошло шесть лет назад. О смерти его жены и ее любовника на вилле Веберна в Сан-Вэлли.
- Но ведь вы только что говорили, что она от него ушла?
- Я солгал. Вообще-то Рейчел и ее любовник отравились газом. Дело было в сентябре. В то утро Веберн неожиданно решил отправиться на виллу, где в то время была Рейчел. Книга, над которой он работал, как говорится, не шла, и Крис подумал, что поможет перемена обстановки. А может быть, очень легко соскучился по жене.
Он выехал туда около семи часов утра, а я последовал за ним часа через два, поскольку необходимо было закончить тут кое-какие дела. Приехав на виллу, я застал Веберна в обществе двух голых трупов, лежавших в кровати. Это были Рейчел и неизвестный мужик. Крис сказал, что обнаружил их в таком виде. По его словам, в комнате было нечем дышать из-за газа. Очевидно, любовники включили на ночь обогреватель, который оказался неисправен.
- И вы в это поверили?
- Да, тем больше, что был в шоке. Никогда бы не подумал, что Рейчел способна изменять мужу. Она была такая молодая и красивая и при этом весьма скромная и утонченная.
- А как вел себя Веберн?
- Весьма сдержанно, хотя явно весьма переживал. Но когда я предложил вызвать полицию, он и слушать не стал. Не хватало, мол, чтобы его репутация и научная карьера полетели к черту из-за шумихи, которую поднимут бульварные газетенки. Когда я спросил, что же делать, он сказал, что нам самим необходимо избавиться от трупов. А чтобы объяснить исчезновение Рейчел, он скажет, будто они не сошлись характерами и она от него ушла. Уехала к своим родственникам в Бостон. Эта версия выглядела весьма правдоподобной из-за разницы в возрасте, а близких подруг у Рейчел тут не было. И Веберн не ошибся: ему поверили.
- И вы согласились участвовать во всем этом?
- А что мне еще оставалось, - пожал плечами Пентон. - Я не могу похвастаться твердым характером. К тому же в то время я целиком верил Веберну. В общем, мы перевезли трупы на скалистый берег озера, сбросили их в расселину и засыпали камнями.
- Следовательно, вы хранили эту тайну целых шесть лет, - подытожил Росс. - Но сегодня утром случилось нечто такое, что вы надумали убить Веберна?
- Да. Когда я сказал, что намерен уйти от него, он заявил, что не выпустит меня отсюда живым, а поступит так же, как с Рейчел и ее любовником.
- Выходит, они погибли не в результате несчастного случая?
- Веберн признался, что застал их в постели весьма живыми и убил. Но спрятать трупы до моего приезда не успел и придумал историю с газом. По словам Криса, если бы я в нее не поверил и не согласился помочь ему, он разделался бы и со мной.
- Получается, что вы шесть лет работали на убийцу, которому помогли скрыть следы правонарушения. А когда узнали об этом и он стал угрожать вам смертью, то потеряли контроль над собой и прикончили его. Но почему вы ударили Веберна именно черепом? Ведь это не самый подходящий предмет, чтобы проломить человеку голову.
- Я говорил, что вы не поверите, но меня заставил сам череп. Он возник пять лет назад. Веберн сказал, будто раздобыл его в Мексике. После того как Крис поставил череп на полку в стеллаже напротив, он целыми днями «смотрел» на меня своими пустыми глазницами. Через какое-то время мне неожиданно захотелось убить Веберна. Год за годом я старался прогнать эту навязчивую мысль, но она упорно возвращалась.
Сегодня утром, когда Крис признался в убийстве, я машинально взглянул на череп и... увидел лицо Рейчел. «Убей его!» - потребовала она. И тогда я подошел к стеллажу, взял череп и спросил: «Это она?» Веберн издевательски захохотал и ответил: «Да, ты правильно догадался, это - Рейчел. Через год я вернулся к той расселине и откопал ее череп». Он еще что-то говорил, но я уже не слышал. Череп жег мне руки, и я стал бить им по голове убийцы.
Дальнейшее расследование показало, что Том Пентон рассказал правду относительно убийства Веберном своей жены и ее любовника. Сам Пентон был обвинен в убийстве второй степени, совершенном в состоянии аффекта, и приговорен к тюремному заключению. История с черепом на суде не фигурировала, поскольку выходила за рамки юриспруденции.
Сергей ДЕМКИН