Бермудский треугольник - район в Атлантическом океане, в котором якобы происходят загадочные исчезновения морских и воздушных судов. Район ограничен линиями от Флориды к Бермудским островам, далее к Пуэрто-Рико и назад к Флориде через Багамы. Такой же «треугольник» в Тихом океане называют Дьявольским.
Выдвигаются разные гипотезы для объяснения этих исчезновений, от удивительных погодных явлений до похищений инопланетянами. Скептики утверждают, впрочем, что исчезновения судов в бермудском треугольнике происходят не чаще, чем в прочих районах мирового океана и объясняются естественными причинами. Подобного же мнения придерживается Береговая охрана США и страховая фирма Lloyd's.
История
Первый раз о «таинственных исчезновениях» в бермудском треугольнике упомянул корреспондент Associated Press Джонс, в 1950 году он назвал данный район «морем дьявола». Автором словосочетания «бермудский треугольник», как правило считают Винсента Гладдиса, опубликовавшего в 1964 году в одном из журналов, посвящённых спиритизму, статью «Смертоносный бермудский треугольник».
В конце 60-х и начале 70-х годов XX века стали появляться многочисленные публикации о тайнах бермудского треугольника.
В 1974 году Чарльз Берлиц опубликовал книгу «Бермудский треугольник», в которой были собраны описания разных таинственных исчезновений в этом районе. Книга стала бестселлером, и именно после ее публикации теория о удивительных свойствах бермудского треугольника стала особенно популярной. В дальнейшем, впрочем, было показано, что некоторые факты в книге Берлица изложены неверно.
В 1975 году Лоуренс Дэвид Куше опубликовал книгу «Бермудский треугольник: мифы и реальность», в которой он попытался доказать, что ничего сверхъестественного и таинственного в этом районе не производится. Данная книга основана на многолетних исследованиях документов и беседах с очевидцами, которые выявили многочисленные фактические ошибки и неточности в публикациях сторонников существования тайны бермудского треугольника.
Происшествия в бермудском треугольнике
Сторонники теории упоминают об исчезновении приблизительно 100 крупных морских и воздушных судов за последние сто лет. Помимо исчезновений, сообщается об исправных судах, брошенных экипажем, и о прочих удивительных явлениях, таких как мгновенные перемещения в пространстве, аномалии со временем и т. п.. Куше и прочие ученые показали, что некоторые из этих случаев произошли за пределами бермудского треугольника. О некоторых происшествиях не удалось найти никакой информации в официальных источниках.
Звено Эвенджеров
Максимально известным случаем, упоминаемым в связи с бермудским треугольником, является исчезновение звена из пяти бомбардировщиков-торпедоносцев типа «Эвенджер». Эти самолёты 5 декабря 1945 года взлетели с базы военно-морских сил США в Форт-Лодердейле (Флорида) и назад не вернулись. Их обломки не были найдены.
Согласно Берлицу, эскадрилья, состоявшая из 14 опытных пилотов, по таинственным причинам исчезла во время обычного полёта в ясную погоду над спокойным морем. Сообщается еще, что в радиопереговорах с базой пилоты будто бы говорили о необъяснимых отказах навигационного оборудования и о удивительных визуальных эффектах - «мы не можем определить направление, а океан смотрится не так, как обычно», «мы опускаемся в белые воды». После исчезновения Эвенджеров на их поиски были отправлены прочие самолёты и один из них - гидросамолёт «Мартин Маринер» - тоже бесследно пропал.
По версии Куше, вообще-то звено состояло из курсантов, выполнявших тренировочный полёт. Опытным пилотом был только их инструктор, лейтенант Тэйлор, но он был лишь не так давно переведён в Форт-Лодердейл и не был хорошо знаком с районом полётов.
В зафиксированных радиопереговорах ничего не говорится о каких-нибудь таинственных явлениях. Лейтенант Тэйлор сообщил, что он потерял ориентировку и у него отказали оба компаса. Пытаясь определить своё местоположение, он не правильно решил, что звено располагается над островами Флорида-Кис, южнее Флориды, поэтому ему предложили сориентироваться по солнцу и лететь на север. Последующий анализ показал, что, возможно, вообще-то самолёты были намного восточнее и, придерживаясь курса на север, двигались параллельно берегу. Негативные условия радиосвязи (помехи от прочих радиостанций) мешали определить точное положение эскадрильи.
Через некоторое время Тэйлор решил лететь на запад, но достичь берега не удалось, в самолётах закончилось топливо. Экипажи Эвенджеров были вынуждены попытаться совершить посадку на воду. К этому времени уже стемнело, а море, по сообщениям судов, находившихся тогда в том районе, было весьма неспокойным.
После того, как стало известно, что звено Тэйлора заблудилось, на их поиски были отправлены прочие самолёты, в их числе два «Мартин Маринера». По мнению Куше, самолёты этого типа имели некий брак, заключавшийся в том, что пары топлива проникали внутрь кабины и хватило-бы искры для того, чтобы произошёл взрыв. Капитан танкера «Гейне Миллс» (Gaines Mills) сообщил о том, что он наблюдал взрыв и падающие обломки и после этого обнаружил на поверхности моря масляное пятно.
C-119
Самолёт C-119 с 9 членами экипажа исчез 5 июня 1965 года в районе Багамских островов[1]. Точное время и место исчезновения неизвестно, и его поиски ничего не дали. Впрочем исчезновение самолёта при перелёте через Атлантику может объясняться множеством естественных причин, данный случай нередко связывают с похищением людей инопланетянами. Сообщается, что как раз в данный день американский астронавт Джеймс Макдивитт, совершавший полёт на космическом корабле «Джемини-4», якобы увидел и сфотографировал над Карибами неопознанный летающий объект.
Теории
Сторонники тайны Бермудского треугольника выдвинули несколько десятков разных теорий для объяснения тех таинственных явлений, которые, по их мнению, там происходят. Эти теории включают в себя предположения о похищении судов пришельцами из космоса либо жителями Атлантиды, перемещения через дыры во времени либо разломы в пространстве и прочие паранормальные причины. Прочие авторы стараются дать научное объяснение этим явлениям.
Их противники утверждают, что сообщения о таинственных событиях в Бермудском треугольнике очень преувеличены. Морские и воздушные суда погибают и в прочих районах земного шара, зачастую бесследно. Неисправность радио либо внезапность катастрофы может помешать экипажу передать сигнал бедствия. Поиск обломков в море - непростая задача, особенно в шторм либо когда место катастрофы наверняка неизвестно. Если учесть весьма оживлённое движение в районе Бермудского треугольника, частые циклоны и штормы, большое количество отмелей, количество случившихся тут катастроф, которые так и не получили объяснения, не является необычно большим.
Выбросы метана
Предложено несколько гипотез, объясняющих внезапную гибель судов и самолётов выбросами газа - к примеру, в итоге распада гидрата метана на дне моря. Согласно одной из таких гипотез, в воде образуются большие пузыри, насыщенные метаном, в которых плотность понижена настолько, что корабли не могут плавать и мгновенно тонут. Некоторые предполагают, что поднявшись в воздух, метан может вызвать ещё крушение самолётов - к примеру, из-за снижения плотности воздуха, которое приводит к снижению подъёмной силы и искажению показаний альтиметров. Помимо того, метан в воздухе может привести к остановке двигателей.
Экспериментальным путем была и правда, подтверждена возможность быстрого (в пределах десятков секунд) затопления судна, оказавшегося на границе такого выброса газа.
Блуждающие волны
Высказываются предположения, что причиной гибели некоторых судов, в том числе и в бермудском треугольнике, могут быть т. н. блуждающие волны, которые, как считается, могут достигать в высоту 30 м.
Инфразвук
Предполагается, что при определённых условиях в море может генерироваться инфразвук, который оказывает влияние на членов экипажа, вызывая панику, в итоге которой они покидают судно.