Господь наш Иисус Христос пострадал и скончался на Кресте, был погребен во гробе, принадлежавшем Никодиму, и воскрес из гроба в третий день после Своей смерти. Где находилась гора Голгофа - место страданий Спасителя и место Его погребения? Согласно Священному преданию, в евангельскую эпоху скала, называемая Голгофа, существующая и по сей день, на которой и случилось Распятие Христа, была расположена почти сразу за стенами тогдашнего Иерусалима, с внешней стороны. Святая Гробница - пешера, в которой находилось тело Спасителя в течение трех дней, была высечена в маленький скале, расположенной на расстоянии десятка метров от Голгофы, которая несколько возвышается над скалой Св. Гробницы. По внутреннему устройству Святая Гробница представляла собой высеченную в скале пещеру, в которой было два помещения: дальнее, являвшееся собственно погребальной камерой, с ложем - аркосалием, - и входное помещение перед ней. В IV веке по приказу св. равноапостольной Елены над местом Голгофы и Св. Гробницы был воздвигнут великолепный храм - Базилика, причем и сама Голгофа, и Святая Гробница были заключены под его сводами. До нашего времени Базилика несколько раз перестраивалась, даже разрушалась (614 год), восстанавливалась и в настоящее время известна как Храм Гроба Господня в Иерусалиме.
Непосредственно над погребальной пещерой Спасителя издревле располагается специальная часовня - Кувуклия. Слово «Кувуклия» обозначает «царская опочивальня». Для обозначения гробницы это слово используется в единственном на земле месте - в Храме Гроба Господня, где «Царь царствующих и Господь господствующих» был положен для три-дневного сна. Тут Он воскрес, первенец из мертвых, открывая нам всем путь к Воскресению. Современная Кувуклия представляет собой часовню размером около восьми метров в длину и шесть метров в ширину, находится под сводами Храма Гроба Господня. Как и в евангельские времена, Гроб Господень, Святая Гробница, сейчас состоит из двух комнат: незначительная «погребальная камера» 2,07x1,93 метра, почти наполовину занятая каменным ложем - аркосалием, и входное помещение (комната), называемая приделом Ангела, размером 3,4x3,9 метра. Посреди придела Ангела расположен пьедестал с частью священного камня, который был отвален в свое время от Св. Гробницы Ангелом и на котором он и сидел, обращаясь к женам-мироносицам.
Современный Храм Гроба Господня - это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду - архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, либо соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимских, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм Св. равноапостольной Елены, несколько приделов - маленьких храмов со своими собственными престолами. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и тому подобное Причем разные части Храма принадлежат нескольким христианским вероисповеданиям. К примеру, церковь францисканцев и алтарь гвоздей - католическому Ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены, придел «Три Марии» - Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии - Эфиопской (Коптской) церкви. Но главные святыни - Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви. С того времени, как Иерусалим стал принадлежать православным христианам, Храм Гроба Господня располагается в черте города, обнесенного при султане Сулеймане высокой квадратной стеной; длина каждой из четырех сторон ровно один километр.
Издревле известно о Чуде схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем. Сошедший Огонь обладает уникальным свойством: он не обжигает первые минуты. Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения Благодатного Света во Гробе Господнем явился, по свидетельствам св. Отцов, апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что впрочем и ночь была, впрочем в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.
Впрочем по многим, как древним, так и современным свидетельствам появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, максимально известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне Праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую Субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление каждый год наблюдается как православными христианами, так и представителями прочих христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню ещё с Великой Пятницы; многие остаются тут после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. Само схождение Благодатного Огня осуществляется в Великую Субботу днем. Храм Гроба Господня заполнен так, что люди в Субботу утром стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. Не попавшие внутрь Храма заполняют площадь и всю ближайшую территорию. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают ещё около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад. Одно из самых древних описаний схождения Благодатного Огня принадлежит игумену Даниилу, посетившему Святую Гробницу в 1106-1107 годах. Вот как он описывает это событие:
«И когда наступило семь часов дня субботнего (около 12-13 часов современного времени), пошел король Балдуин (Храм в то время принадлежал крестоносцам) со своим войском к Гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал гонцов в подворье монастыря Саввы Освященного и позвал игумена и монахов, они пошли к Гробу, и я, худой, пошел с ними. Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне, худому, близ себя пойти, а иным игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войску своему повелел сзади пойти. И пришли к западным дверям Храма Воскресения (Храм в те времена выглядел отлично от современного). И множество людей обступили двери церковные и не могли тогда в Храм войти. Тогда король Балдуин приказал своим воинам разогнать людей силою, и была проложена среди толпы дорога, как улица, до самого Гроба. Прошли мы к восточным дверям Гроба Господня, король впереди пошел и встал на свое место, на правой стороне у ограды великого алтаря, против восточных дверей и дверей Гроба. Здесь находилось место короля, созданное на возвышении. Повелел король игумену монастыря Саввы со своими монахами и православными священниками встать над Гробом. Меня же, худого, повелел поставить высоко над самыми дверями Гробницы, против великого алтаря, чтобы мне было видно в двери гробные. Двери же гробные, все три (в современной Кувуклии одна), запечатаны были царской печатию.
Католические священники в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали службу вверху Гроба священники православные, были здесь и все духовные мужи, и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я здесь стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии Великой Субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в Гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в Гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: "Кирие, елейсон!" - что это значит "Господи, помилуй!". И когда миновал девятый час и начали петь песнь проходную "Господу поем", тогда внезапно пришла незначительная туча с востока и стала над непокрытым верхом Храма, пошел маленький дождь над Гробом и сильно намочил нас, стоящих у Гроба. Тогда внезапно и засиял свет в Святом Гробе, исходило из Гроба блистание яркое.
Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в Гроб, зажег первой королевскую свечу от света св., вынес из Гроба эту свечу и подал самостоятельно королю в руки. Встал король на своем месте, держа свечу с великой радостью. От свечи короля мы зажгли собственные свечи, а от наших свечей все люди зажгли собственные свечи. Свет св. не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится». Почти такая же процедура осуществляется и теперь. Только современный Храм не имеет отверстия в куполе, рыцарскую стражу сменили израильская полиция и турецкая стража. Вход в современный Храм не с восточной, а с южной стороны, и католики в настоящее время при схождении Благодатного Огня не участвуют, но присутствуют при этом. Как историческая, так и современная практика свидетельствует, что при схождении Огня необходимо присутствуют три группы участников.
Прежде всего - Патриарх Иерусалимской Православной Церкви либо один из архиереев Иерусалимского патриархата по его благословению (как было в 1999 и 2000 годах, когда Огонь принимал Хранитель Гроба митрополит Даниил). Только по молитвам этого обязательного участника таинства Благодатного Огня совершается чудо его схождения. Это опыт, проверенный столетиями. В 1578 году, при смене турецкого градоначальника Иерусалима, армянские священники договорились с новым градоначальником о передачи права получения Благодатного Огня вместо Иерусалимского Православного Патриарха представителю Армянской церкви.
Православного Патриарха со священнослужителями в 1579 году в Великую Субботу даже не пустили в Храм Гроба Господня. Они стояли перед закрытыми дверями Храма с внешней стороны. Армянские священнослужители вошли в Кувуклию и приступили к молитвенным призывам к Господу о схождении Огня. Но их молитвы не были услышаны. Стоящие у закрытых дверей Храма православные священники также обращались ко Господу с молитвами. Внезапно послышался шум, колонна, находящаяся слева от закрытых дверей Храма, треснула, из нее вышел Огонь и зажег свечи в руках у Иерусалимского Патриарха. С великой радостью православное священство вошло в Храм (турки немедленно выгнали армянских священников из Кувуклии) и восславило Господа. Следы схождения Огня до сих пор можно видеть на одной из колонн, расположенных слева от входа.
С 1579 года никто более не оспаривал и не делал попыток получать Благодатный Огонь в обход Иерусалимского Православного Патриарха. Представители прочих христианских вероисповеданий непременно присутствуют в Храме в Великую Субботу, но приобретают Огонь из рук Православного Патриарха. Обязательными участниками таинства схождения Благодатного Огня являются игумен и монахи лавры Преподобного Саввы Освященного. Из всех древних монастырей Иудейской пустыни, процветшей когда-то великими подвижниками, сохранилась в первозданном виде лишь данная лавра в семнадцати километрах от Иерусалима, в долине Кедрона, невдалеке от Мертвого моря. В 614 году, во время нашествия шаха Хасроя, персы перебили тут четырнадцать тысяч иноков. В современном монастыре - четырнадцать иноков, включая двух русских. Но присутствие игумена монастыря с иноками было непременно как во времена паломничества игумена Даниила, так и при схождении Огня в современное время.
И наконец, третья группа обязательных участников - местные православные арабы. В Великую Субботу - минут через двадцать-тридцать после опечатывания Кувуклии - с криком, топаньем, барабанным боем верхом друг на друге врывается в Храм и начинает песни и пляски арабская православная молодежь. О времени установления этого ритуала нет свидетельств. Возгласы и песни арабской молодежи представляют собой древние молитвы на арабском языке, обращенные к Христу и Божией Матери, Которую просят умолить Сына о ниспослании Огня, к Георгию Победоносцу, особо чтимому на православном Востоке. Молодые православные арабы громко восклицают, буквально выкрикивают, что они «самые восточные, самые православные, живущие там, где восходит солнце, принесшие с собой свечи для возжигания Огня». По устным преданиям, в годы британского владычества над Иерусалимом (1918-1947) английский губернатор попытался запретить однажды «дикарские» пляски. Патриарх Иерусалимский молился два часа: Огонь не сошел. Тогда Патриарх распорядился своей волей пустить арабскую молодежь. После исполнения ими ритуала Огонь сошел. Все три указанные группы непременно принимают участие в современной литании Благодатного Огня.
В настоящее время сошествие Благодатного Огня производится в Великую Субботу как правило между 13 и 15 часами иерусалимского времени. Где-то к десяти часам дня Великой Субботы тушатся все свечи и лампады во всем огромном архитектурном комплексе Храма. После чего осуществляется процедура проверки Кувуклии на наличие источников огня и опечатывания входа в Кувуклию большой восковой печатью. Собственные личные печати на большой восковой ставят осуществлявшие проверку представители мэрии Иерусалима, турецкой стражи, израильской полиции и пр. После чего ты становишься свидетелем чудесного явления. Изначально изредка, а после чего все сильнее и сильнее все воздушное пространство Храма пронизывают световые всполохи, вспышки света. Они имеют голубоватый цвет, их яркость и размеры волнообразно нарастают. Через маленькое время после опечатывания Кувуклии молодые православные арабы, как уже было упомянуто, начинают возносить собственные молитвы ко Христу, Пресвятой Богородице, святому Георгию о даровании Благодатного Огня. Их эмоциональные молитвы, возгласы и пляски, сопровождаемые ударами в барабаны, происходят непосредственно у Кувуклии в течение 20-30 минут. Через некоторое время, обычно, около тринадцати часов, начинается непосредственно литания (по-гречески «молитвенная процессия») Благодатного Огня - крестный ход от алтаря Кафоликона через весь Храм с выходом к ротонде и троекратным обходом Кувуклии. Впереди хоругвеносцы с двенадцатью хоругвями, за ними отроки с рипидами, клирик-крестоносец и, наконец, сам Блаженнейший Патриарх Иерусалимский. В крестном ходе участвуют и игумен с иноками монастыря Саввы Освященного. Патриарх останавливается перед самым входом в Кувуклию, его разоблачают: снимают с него праздничные ризы, оставляют в одном белом подризнике. При этом зачастую Патриаха обыскивают. Впрочем это и не происходит всякий раз в обязательном порядке, но представители власти каждый раз могут воспользоваться этим правом, что часто осуществлялось в прошлом. Это зависит от распоряжения непосредственных властей Иерусалима: если правитель ненавидит христиан - могут обыскать. Только в одном подризнике Патриарх заходит в Кувуклию. Теперь все зависит от него, от его тайной коленопреклоненной молитвы. Напряжение достигает наивысшей точки, многих из собравшихся охватывает ощущение, что по его грехам Великое Чудо может не произойти. После захода Патриарха в Кувуклию интенсивность и частота голубоватых световых всполохов нарастает. Голубоватые молнии бьют греческими «хитростями») (В Москве некий игумен неопределенной конфессии Иннокентий Павлов также считает, что никакого чуда схождения Благодатного Огня нет, а что «Иерусалимский Патриарх достаточно легко зажигает свечу от лампады и затем дает её верующим». - Прим.), причем в последние почти пятьдесят лет иудеи участвуют и в опечатывании Кувуклии, и в обыске Иерусалимского Патриарха.
Немножко надо сказать и о возможности подлогов. Дело в том, что сама земля, на которой построен Храм, принадлежит турецкой семье. Каждым утром производится интересный ритуал: стоящие перед главными воротами священники ожидают открытия Храма, вручают установленную давным-давно арендную плату и после чего в сопровождении членов турецкой семьи проходят в Храм. Любое шествие в Храме, к примеру крестный ход на Пасху кругом Кувуклии, производится в сопровождении кавасов - турок, охраняющих процессии от провокаций мусульман и иудеев. До входа в Кувуклию Иерусалимского Патриарха она стоит запечатанной, под контролем двух турецких стражей и израильской полиции. В Великую Субботу, как уже было сказано, перед тем как войти в Кувуклию, Патриарх разоблачается и его тщательно обыскивают, впрочем и не всегда. Сохранность печати на входных дверях Кувуклии проверяется перед входом в нее Патриарха Иерусалимского с армянским первосвященником. Для получения Огня в Кувуклию входят двое - Иерусалимский Патриарх и представитель Армянской церкви. Представитель Армянской церкви, входящий наряду с Иерусалимским Патриархом в Кувуклию получать Огонь, оставаясь в приделе Ангела, видит все действия и имеет возможность вмешаться. Принимая во внимание почти двухтысячелетнюю заинтересованность нехристианских участников этого Великого Чуда в разоблачении и срыве хоть одного сошествия Благодатного Огня, версия о подлоге может вызвать только улыбку у людей, живущих в Иерусалиме. Даже арабы-мусульмане, которые считают необходимым принести Благодатный Огонь домой, любое рассуждение о подлоге посчитают обманом. У них есть легенда, что в год, когда не сойдет Огонь Благодатный, наступит конец света.
Вопрос о том, каким образом сходит Благодатный Огонь на трехдневное ложе Спасителя, давно интересовал любознательных. Существуют прямые свидетельства о картине возжигания Св. Огня. В послании Арефы, митрополита Кесарии Каппадокийской, к эмиру Дамасскому (начало X века) написано: «Тогда внезапно является молния, и кадила возжигаются, от этого света берут все обитатели Иерусалима и зажигают огонь». Константинопольский клирик Никита писал (947 год): «Около шестого часа дня, воззрев на Божественный Гроб Спасителя, Архиепископ видит Божественное светоявление: ибо чрез придел Ангела ему доступен вход в дверь. Улучив время для передачи оного света поликандилам, находящимся в св. церкви Божией, как он это как правило делает, он ещё не выступил из Гроба, как уже можно было внезапно видеть всю Божию церковь, исполненную неприразимым и Божественным светом». Трифон Коробейников писал (1583 год): «И тогда вси люди зрят благодать Божию, пришедшую с небеси на Гроб Господень, ходящу огню по доске Гроба Господня аки молния и цвет в нем зрится всяк: Патриарх же приступает ко Гробу держаще свещи вскрай Гроба, и снидет от Гроба Господня огонь на патриаршеские руки и на свещи. Тогда же и кадила христианские сами возжгошася, иже над Гробом Господним». Иеромонах Мелетий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Мисаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне, - сказывал он, - внутрь ко святому Гробу, видим бе на всей крышке Гробной блистающ свет, аналогично рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и прочих цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат "Господи, помилуй", не жжет, и от сего огня уготованные кандила и свещи возжигаются».
Все приведенные источники сообщают либо о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Св. Гроба при существующем куполе над Кувуклией, либо о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Св. Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе Храма и о голубоватых всполохах - молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и сейчас. Его молитва приводит к возжиганию Благодатного Огня из мелких капель жидкости при наличии всполохов - молний; при этом спонтанно возжигаются и фитили свечей либо лампад на крышке св. Гроба. Возможны также возжигания фитилей православных лампад, висящих около Кувуклии. Так было и почти две тысячи лет назад, по описаниям свидетелей, так совершается чудо схождения Благодатного Огня по описаниям свидетелей и сейчас. Господь наш Иисус Христос повелевает Огню воспламениться из капелек «дождя» на крышке Св. Гробницы либо на фитиле православной лампады у Кувуклии по молитве Иерусалимского Патриарха, как бы напоминая нам, грешным, каждый год в Великую Субботу о Своем Воскресении и победе над адом. Но грешные люди по-разному воспринимают факт сошествия Благодатного Огня. Ищущим и сомневающимся Господь свидетельствует об истинности Своего Воскресения именно на этом месте в Иерусалиме в евангельские времена и укрепляет в вере. Равнодушным и не стремящимся к своему спасению и жизни вечной свидетельствует о Своем Воскресении и предстоящем Страшном Суде. Своим сознательным противникам свидетельствует о Своей победе над адом и вечных муках, ожидающих всех Его противников после Страшного Суда. Соответственно, по-разному истолковывают факт схождения Огня и разные религии. Практически все христианские конфессии (в том числе и католики до Великой Схизмы 1054 года - т.е. до отделения католицизма от Православия - принимавшие активное участие непосредственно в литании) присутствуют в Храме и принимают Благодатный Огонь из рук Патриарха Иерусалимского. Мусульмане официально не присутствуют в Храме, но и не отрицают факта сошествия Благодатного Огня, почитая Спасителя нашего Иисуса Христа одним из своих Пророков. Отрицают факт сошествия Благодатного Огня, как и факт Воскресения Христова, только иудеи да атеисты. Именно они и распространяют, в том числе в печати, слухи о «хитростях» нечестных священников. Официальными лицами, проверяющими Кувуклию, обыскивающими Патриарха и являющимися, таким образом, гарантами того, что никаких подлогов нет, при христианском и мусульманском контроле над Иерусалимом были представители властей, которые за клевету могли казнить, а при существующем израильском контроле власти, согласно израильским законам, за клевету могут по суду подвергнуть солидному штрафу.
При всех возможных вариантах во время чуда схождения Благодатного Огня остаются совершенно необъяснимыми на взгляд современной науки следующие явления.
После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наблюдается необыкновенное явление. По всему Храму, но преимущественно около района Кафоликона и Кувуклии (над ними находятся купола), начинают возникать всполохи голубоватого цвета, напоминающие зарницы, подобные тем, которые всякий наблюдал в вечернее время суток на небе. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении - и сверху вниз, и слева направо, не непременно под куполами. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсутствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний. Все это создает у свидетелей впечатление, что источник всполохов располагается как бы за пределами нашего мира. Отличить их от вспышек фотоаппарата несложно. Снимая ожидание и схождение Огня на свою видеокамеру, М.Шугаев смог увидеть четкие отличия. Пользуясь режимом покадрового просмотра и используя стоп-кадры, можно их достаточно легко отдифференцировать: вспышки от фотоаппарата короче по времени и имеют белый цвет, всполохи-зарницы дольше по времени и имеют голубоватый цвет. По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно увидеть в Храме не только в Великую Субботу. Но это разовые и короткие по времени всполохи, длительные же по времени и следующие друг за другом с небольшими интервалами всполохи света бывают только в Великую Субботу, где-то с двенадцати до шестнадцати-семнадцати часов.
Необходимо выделить, что непосредственно Святую Гробницу в Великую Субботу увидеть могут только люди, находящиеся по служебным делам: священнослужители, участвующие в литании, и официальные представители иерусалимских властей, опечатывающие Кувуклию и обеспечивающие порядок. Информация, которая доступна, может исходить либо непосредственно от таких людей, либо в пересказах близких. В дополнение к уже приведенным источникам можно воспользоваться рассказом паломника XIX века, взявшего интервью у Патриарха: «"Откуда, ваше Блаженство, изволите получать Огонь в Кувуклии?" Престарелый архипастырь, не обращая внимания на то, что слышалось в тоне вопроса, невозмутимо отвечал так (мною почти слово в слово записано было слышанное): "Я, милостивый государь, извольте знать, без очков уже не чтец. Когда первый раз вошел я в придел Ангела и за мною закрылись двери, там царил полумрак. Свет едва проникал через два отверстия из ротонды Св. Гроба, тоже слабо освещенной сверху. В приделе же Св. Гроба я не мог различить, молитвенник ли у меня в руках либо что другое. Едва-едва замечалось как бы белесоватое пятно на черном фоне ночи: то, очевидно, белела мраморная доска на Святом Гробе. Когда же я открыл молитвенник, к удивлению моему, печать стала весьма доступна моему зрению без помощи очков. Не успел я прочесть с глубоким душевным волнением строки три-четыре, как, взглянув на доску, белевшую все больше и больше и так, что мне явственно представились уже все четыре её края, заметил я на доске оной как бы мелкий рассыпанный бисер различных цветов, вернее сказать, как бы жемчуг с булавочную головку и того меньше, а доска начала положительно издавать яко бы свет. Бессознательно сметая изрядным куском ваты данный жемчуг, который начал сливаться аналогично каплям масла, я почувствовал в вате некую теплоту и столь же бессознательно коснулся её фителем свечи. Он вспыхнул аналогично пороху, и - свеча горела и три образа Воскресения озаряла, как озаряла и лик Богоматери и все металлические над Святым Гробом лампады"» (Нилус С. Святыня под спудом. Сергиев Посад, 1911). Официальных документов исследования химического состава капель не существует. Неофициальные аналитические исследования, проведенные современными энтузиастами, говорят об эфирно-масляном содержании капель (аналогичные соединения могут быть растительного характера).
Обыкновенный огонь свечи имеет температуру многие сотни градусов, близко к тысяче градусов по Цельсию. Если попытаться совершить омовение таким огнем в течение больше пяти секунд, ожоги на руках и лице обеспечены. Загорятся либо начнут тлеть волосы (борода, брови, ресницы). В Храме Гроба Господня больше десяти тысяч человек в течение двух-трех минут возжигают около двадцати тысяч пучков свечей (большая часть из паломников возжигает по два-три пучка свечей). Люди стоят вплотную друг к другу. Объем Храма ограничен. Попробуйте зажечь в течение нескольких минут обыкновенным огнем двадцать тысяч пучков свечей в плотно стоящей толпе людей. Думаем, волосы и части одежды у большинства женщин непременно вспыхнут. При тысячеградусной температуре огня и двадцати тысячах источниках огня в замкнутом помещении возникнут тепловые удары и обмороки, особенно у пожилых людей. У Св. Огня есть свойство, отличающее его от привычного нам огня. Он не только не жжет, но и не обжигает в течение времени, достаточного для произнесения приблизительно сорок раз «Господи, помилуй», и при непрерывном омовении им человеческого лица (без отвода руки со свечами). Св. Огонь обогревает, но не обжигает! При этом нужно сказать, что свечи при этом достаточно легко возжигаются от Огня и не обжигающий человека Огонь распространяется по Храму за счет возгорания свечей - одна от иной. От Патриарших свечей Огонь в течение нескольких минут распространяется по всему Храму. Естественно, паломники с горящими пучками свеч расположены в эмоциональном восторге, обращая весьма мало внимания на поведение соседей. Но ни свисающих деталей одежды (косынок, поясов), ни длинных волос женщин Огонь не поджигает! Возраст большинства паломников, обычно, выше среднего, почти сутки они проводят в Храме, но тепловых ударов и обмороков не наблюдается. За всю историю схождения Огня не было ни одного пожара.
Наличие совместного появления всех вышеописанных чудесных явлений именно в Великую Субботу накануне праздника православной Пасхи (в соответствии с александрийской пасхалией, которой в настоящее время придерживаются только Православные Церкви). Можно сказать, что наблюдаемые при схождении Благодатного Огня явления частично происходят в Храме Гроба Господня и в обычное время. По свидетельствам монахов, несущих послушание непосредственно у Кувуклии, голубоватые всполохи можно увидеть в Храме не только в Великую Субботу. Но это - разовые всполохи. Многочисленные, с маленьким интервалом времени вспышки бывают только в Великую Субботу, приблизительно с 12 до 16- 17 часов. Самостоятельное возжигание лампад, также зачастую наблюдаемое и в прочие дни, может быть, производится от этих всполохов. Но в обычное время у подобного самовозгорающегося огня не зафиксировано свойство не жечь. Думается, что любые попытки воспроизвести схождение Благодатного Огня в лаборатории, построенной в непосредственной близости с Храмом Гроба Господня, будут вынуждены столкнуться с проблемой воспроизведения вышеупомянутого чудесного свойства Огня. Много потрудившись, может быть воссоздать и химический состав капель, и с помощью специального современного оборудования искусственно воссоздать интенсивные всполохи света (наверняка, в сопровождении звука либо грома), но указанное свойство Огня не удастся воспроизвести никогда! Да и случай, происшедший в 1579 году, когда Огонь сошел из колонны, свидетельствует о том, что приведенное описание является описанием лишь обычно встречающихся свойств сошествия Огня. Но непосредственно Огонь может сойти и иным образом. Невозможно не увидеть, что сошествие Огня в Великую Субботу на Гробе Господнем есть результат непосредственно Божественного (на языке науки - трансцендентного) влияния. Господь повелевает ежегодно уже больше двух тысяч лет на месте Своих Крестных страданий и земной кончины сойти Огню, причем повелевает в день накануне Своего Воскресения.
Схождение Благодатного Огня наблюдается только накануне Православной Пасхи, по Православному календарю и только по молитвам Православного Патриарха; Огонь сходит только на свечи Православного Патриарха, что является неоспоримым свидетельством несомненной истинности и божественной благодатности Православия - в отличие от множества прочих конфессий, лишь именующих себя христианскими. История помнит два случая, когда пытались приобрести Огонь представители иных христианских конфессий. О неудачной попытке армянского духовенства получить Огонь уже говорилось. В 1101 году представители римско-католической церкви, владевшие в то время Иерусалимом, самому пытались приобрести Огонь. Чуда сошествия Св. Огня в Кувуклии не случилось, покуда не были приглашены для участия в этом обряде православные христиане. «Неудачно начал первый латинский патриарх Арнольд из Шоке: он приказал изгнать секты еретиков из принадлежавших им пределов в Храме Гроба Господня, после этого он стал пытать православных монахов, добиваясь, где они хранят Крест и прочие реликвии. Несколько месяцев спустя Арнольда сменил на престоле Даймберт из Пизы, который пошел ещё дальше. Он попытался изгнать всех местных христиан, даже православных, из Храма Гроба Господня и допускать туда лишь латинян, вообще лишив остальных церковных зданий в Иерусалиме либо около него. В ближайшее время грянуло Божие возмездие: уже в 1101 году в Великую Субботу не совершилось чуда сошествия Св. Огня в Кувуклии, покуда не были приглашены для участия в этом обряде восточные христиане. Тогда король Балдуин I позаботился о возвращении местным христианам их прав» (С. Рансимен. Восточная схизма. М., 1998, с. 69-70).
И с того момента больше уже никто из неправославных не пытается повторять подобные попытки, опасаясь провала и неизбежно следующего за ним посрамления. Чудо Благодатного Огня - одно из немногих чудес Православия, в принципе доступное любому, желающему познать истину: «прииди и виждь!» Любой сомневающийся, заплатив 600-700 долларов (это стоимость стандартной туристической поездки в Святую Землю - Иерусалим, Тиверия - на 7 дней), весьма в состоянии лично убедиться в достоверности факта и всех вышеописанных деталей схождения Благодатного Огня. Чудо производится перед лицом всего мира, «всего прогрессивного человечества» (и даже постоянно транслируется по российскому телевидению и по Интернету, на сайте Иерусалимского Православного Патриархата). Но многие ли откликаются своим сердцем на данный очевидный, явный для всякого призыв?..
Когда-то давно, ещё за многие сотни лет до Рождества Христова, до Его искупительных страданий и Воскресения, перед жителями Израиля (и в лице их - перед всем человечеством) встал вопрос о том, кто же прав: служители Бога Истинного либо служители языческих богов? Так было, когда родился спор между служителями идола Ваала и пророком Божиим Илией (см.: 3 Цар. 18, 21-39 ). И после долгих споров Илия предложил им обычный способ проверки того, кто же прав. Данный способ мы, люди XXI века, можем справедливо назвать экспериментальным способом - в соответствии с точными критериями экспериментального метода, принятыми в современной науке. Предложение было таково: «Пусть всякий из нас призовет имя своего Бога, и тот Бог, который даст ответ посредством огня, - тот есть Бог настоящий. И если Господь Бог, то пойдем за Ним, а если Ваал Бог - то пойдем за Ваалом». И тогда по милости Божией было явлено, Кто есть настоящий Бог и кто есть настоящий Его почитатель, потому что огонь сошел тогда только по молитве пророка Илии и сжег и жертву, и дрова, и сам каменный жертвенник, на что покусившись, жрецы Ваала потерпели полное фиаско. И тогда стало ясно всем, где же подлинное богопочитание.
Ситуация схождения Благодатного Огня на Гробе Господнем каждый год практически воспроизводит эту экспериментальную ситуацию, имевшую место за много сот лет до Рождества Христова. И тут есть много молящихся представителей различных конфессий, и тут есть настоящий служитель истинного Бога, по молитве которого (и только по его молитве!) чудесным образом сходит Огонь, обладающий сверхъестественными свойствами. Только вот разве нет теперь служителей иных вероисповеданий, пытающихся оспаривать свое право на принятие от Бога Огня, как это было при Илии. В силу того, что такие попытки, как показывает история, всегда кончаются провалами, а желающих рискнуть и оскандалиться более уже нет никого... Бог - неизменяем, об этом с очевидностью свидетельствует библейский ветхозаветный текст: Аз Господь Бог ваш, и не изменюся (Мал. 3, 6). И так же, как и тогда, в далекие времена Илии, неизменяемый в естестве Бог дает ответ вопрошающему человечеству, ответ на вопрос о том, где истинная вера, дает ответ посредством огня. Ответ - не ложный, как не ложен и Сам отвечающий - Господь есть истина (Иер. 10, 10). И каждый, кто принимает за истину библейский текст, должен в силу своей веры в неизменяемого Бога и веры в подлинность упомянутой истории про схождение огня с неба по молитве пророка Илии с логической необходимостью сделать вывод о том, что огонь посылается Богом только по молитве Своего истинного служителя. Но этого вывода, обычно, никто не делает... В той древней истории о схождении огня по молитве пророка Илии, возможно, самым поразительным было даже не само чудо его схождения, а то, что, восприняв на первых порах с восторгом чудесное свидетельство о Боге истинном, израильтяне почти сразу же отпали обратно в богоотступничество. Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её (3 Цар. 19, 10) - так жалуется на них Богу пророк Илия спустя лишь краткое время после чуда схождения огня. Вот что впечатляет во всей данной древней истории более всего.
Сохраняется аналогичная картина и в настоящее время - радость ликования о схождении Благодатного Огня сменяется отступлением во тьму лжи у большинства очевидцев его схождения в Храме Гроба Господня... Сходит Огонь, оставляя безответным падшее и слепотствующее человечество, безответным перед лицом Праведного Судии. Не приняли любви истины для своего спасения (2 Фес. 2, 10) - такова схема поведения утопающего в грехах человеческого рода, и с данной порочной схемой, схемой сознательной и произвольной, ничего не может поделать даже явное Божие Чудо...