
Оно не видно глазу, но, несмотря на это, существует. А иначе как объяснить, по какой причине птицы возвращаются в собственные гнезда, а люди чувствуют за спиной чей-то взгляд? Современная наука располагает большим арсеналом средств. Наверное, вскоре ученым удастся доказать существование морфогенного поля.
В начале века в Европе молочники по утрам обходили дома и оставляли на порогах бутылки с молоком. Это было сильно удобно не исключительно для людей, но и для… синиц. Смышленые синицы из английского города Саутгемптон проклевывали крышки бутылок и лакомились молоком. Через какое-то время то же самое стали вытворять птицы за сотни километров от Саутгемптона, а к 40-м годам уже все европейские синицы усвоили данный трюк. Но начавшаяся война с Гитлером заставила и людей, и птиц на время забыть о милой традиции доставки молока на дом. Молочники возобновили ее лишь через восемь лет, и… синицы вновь принялись проклевывать крышки. Но это было уже новое поколение птиц (в среднем синицы живут три года)! Как им удалось за считанные месяцы освоить «науку» своих предков?!
«Чудное мгновенье» по-японски
Коллеги-консерваторы скорее всего сочли бы теорию Руперта Шелдрейка еретической, если бы не авторитет исследователя. В прошлом, научный сотрудник Королевского общества при Кембриджском университете, директор лаборатории биохимических и молекулярных исследований в колледже Клэр (Кембридж), биолог с мировым именем - такой человек не может пороть чушь! Хотя соблазн откреститься от теории Шелдрейка был велик, ведь он выдвигал сильно смелые идеи.
Руперт Шелдрейк заметил, что человек тем легче усваивает знание, чем большему числу людей оно известно. Однажды он предложил английским студентам разучить три японских четверостишия. При этом одно было очень легко набором слов, вернее, иероглифов, второе - сочинением незначительного современного автора, а третье - классическим образцом японской поэзии, известным в Стране восходящего солнца так же прекрасно, как у нас «Я помню чудное мгновенье». Именно классическое четверостишие студенты запоминали лучше всего! Заметьте, никто из них не знал японского и понятия не имел, какое из стихотворений - классика, какое - новосочиненный опус, а какое и вовсе бессмыслица!
Руперт Шелдрейк(28 июня,1942) - всемирно знаменитый английский биолог, После этого эксперимента, повторенного не однажды, Шелдрейк и предположил, что существует некое поле образов, общее для всех людей. В этом поле вместе с множеством прочих имеется и образ старинного японского четверостишия, оно известно многим, а потому его образ прочно «впечатан» в поле и больше доступен, чем, например, образ исключительно что сочиненного стиха. Образами такого поля может стать что угодно: информация, чувство либо модель поведения. Больше того, подобные поля есть не исключительно у людей, но и у животных, птиц (вот в чем секрет пернатых любительниц молока!), насекомых, растений и даже у кристаллов (вы не задумывались, по какой причине тот либо другой кристалл принимает строго определенную, а не произвольную форму?!). Шелдрейк назвал поля образов морфогенными, то есть такими, которые влияют на структуру либо форму вещей.
Эксперименты, меняющие мир
Собственно, морфогенным полям и посвящен научно-популярный бестселлер Руперта Шелдрейка «Семь экспериментов, которые могут изменить мир». Кроме эксперимента со студентами, зубрившими японские стихи, в книге рассказывается и о остальных любопытных опытах.
Биолог из Гарвардского университета Вильям Макдугалл пятнадцать лет занимался тем, что заставлял подопытных крыс искать выход из лабиринта. Полученные в конечном итоге «долгоиграющего» эксперимента данные были ошеломляющими: если первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибок, то последнее ошибалось всего 20 раз. К еще больше сенсационным результатам привел повтор опыта на другом конце света, в Австралии. Там крысы тут же (!) находили выход из лабиринта! А ведь они не были ни родственниками, ни потомками крыс - «первопроходцев», а это означает, не могли усвоить знание о лабиринте на генетическом уровне (как предполагал в свое время Макдугалл). Откуда же австралийские грызуны узнали о правильном пути?!
И откуда у термитов навыки отменных архитекторов? Устраивая новое жилище, эти насекомые делятся на две «бригады» и возводят совершенно симметричные половинки термитника. Больше того, все термитники похожи один на иной, как при типовом строительстве! Ничто не может помешать согласованным действиям термитов, даже если в начале строительства перегородить их будущее жилище стальным листом, термитник все равно получится симметричным. И это при том, что во время строительства насекомые никак не общаются друг с другом и не наблюдают за работой соседней «бригады», так как слепы от рождения!
Во время другого эксперимента наблюдения велись уже не за животными, а за людьми. Психолог из США Арден Мальберг предложил добровольцам выучить два одинаковых по сложности варианта азбуки Морзе. Секрет заключался в том, что один вариант был собственно азбукой Морзе, а иной - подражанием ей. Все без исключения испытуемые быстрее и легче заучивали стандартную версию кода, хотя не ведали о подвохе и не знали, что лишь один вариант азбуки настоящий.
Первое поколение крыс, прежде чем найти выход, совершало в среднем 200 ошибокЕще один пример. В начале 60-х годов пражский психиатр Милан Рыжл и его московский коллега Владимир Райков под действием гипноза заставляли испытуемых поверить в то, что они - реинкарнации реальных исторических личностей. Способности, открывавшиеся у «уверовавших», были феноменальны! Так, одна девушка, которую «убедили», что она была в минувшей жизни Рафаэлем, научилась превосходно рисовать, хотя до того ее художественные таланты были на уровне «точка, точка, запятая, вышла рожица кривая».
Внимание! Вы в эфире!
Что же все значит? А то, что - по теории Руперта Шелдрейка - мозг человека либо животного сам по себе не содержит ни памяти, ни знаний. Зато все это в избытке есть в морфогенных (формообразующих) полях. И мозг в случае необходимости настраивается на определенное морфогенное поле так же, как радиоприемник на радиоволну. «Поймать» в морфогенном «эфире» собственную память, разумеется, гораздо проще, чем память остальных людей. Но в теории при умелой «настройке» становится доступной память любого человека либо социума. Так что если вы хотите выучить английский язык, вам не непременно корпеть над словарями и слушать кассеты от Илоны Давыдовой, необходимо «настроить» свой мозг на «английскую» волну. Жаль исключительно, Шелдрейк не рассказывает, как это сделать!
Как уже говорилось, лучше всего мозг «настраивается» на общеизвестные образы. Тот же английский, например, учится легче суахили либо хинди, потому что им владеет куда более людей. Сам Шелдрейк поясняет данный феномен на примере с крысами: «Если научить чему-нибудь крыс в Манчестере, то крысы этой породы по всему миру будут намного быстрее усваивать тот же трюк, даже если между ними не будет никакой знаменитой науке физической связи либо общения. Чем более крыс обучатся чему-то, тем легче то же самое усвоят их последователи». Значит, что морфогенные поля не неизменны, они могут видоизменяться под действием новых знаний. Например, если еще вчера никому неизвестное знание завтра распространится повсеместно, его поле также распространится и станет доступным большему числу людей (животных, растений и т. д.).
Намертво «впечатанные» в морфогенное поле и доступные буквально всем образы Шелдрейк называет «привычками». К слову, их ученый противопоставляет законам природы. По его мнению, вселенная не подчиняется раз и бесповоротно установленным законам, а живет, согласуясь с некими образами, заключенными в общей памяти природы. Архаичные образы-«привычки», «отвечающие» за гравитационные и электромагнитные поля, атомы водорода, созвездие Малой Медведицы, атмосферу, мировой океан и пр., необходимо стабильны, но это не обозначает, что они не могут меняться, ведь вместе с другими «привычками» у природы существует и «привычка» к изменению. Эволюция жизни, культуры, человека - это стремление к развитию, присущее природе вещей, глубоко «впечатанное» в ее морфогенное поле.
Эффект ожидания
Если есть морфогенные поля, общие для всех людей (животных), то получается, что все (и вся) в мире взаимосвязано. Всякий раз, когда мы узнаем что-то новое, это узнаем не исключительно мы, но и все люди, вся вселенная. Наше знание становится общим. Прямо какой-то тотальный общий разум!
Ничем другим как общностью сознания Руперт Шелдрейк объясняет, например, разные паранормальные явления, такие, как телепатия либо способность человека «чувствовать взгляд спиной» (по теории Шелдрейка, человек не чувствует взгляд, а улавливает мысль смотрящего ему на спину). Кстати, способность чувствовать взгляд можно развить. Оказывается, более всего в этом поднаторели жители Восточной Европы. Шелдрейк объясняет это тем, что они «натренировали» способность улавливать взгляды во времена социализма, когда умение вовремя почувствовать, не следят ли за тобой органы безопасности, была жизненно необходима. Наверное, в этом есть доля правды. Помимо того, взгляд спиной прекрасно чувствуют параноики, люди, находящиеся под действием наркотиков, и по какой-то причине мастера боевых искусств.
Мозг в случае необходимости настраивается на определенное морфогенное поле Теорией морфогенных полей объясняется и феномен предсказания. Тут влияет иная схема: человек, составляя тот либо другой прогноз, «посылает» в морфогенное поле определенную информацию, которая после этого возвращается в виде реально свершившегося события.
Эту особенность формообразующих полей, сами того не подозревая, применяют психологи, призывающие своих пациентов быть оптимистами и думать о хорошем, тогда, мол, и жизнь наладится. Подобное «самопрограммирование» используется и в медицине. Вспомните эффект плацебо - лекарственной формы, содержащей нейтральные вещества и исцеляющей за счет внушения! В 50-х годах некоему американцу, страдавшему неизлечимой формой рака, медики вводили… обычную воду, выдавая ее за эффективное лекарство. Мужик поверил в «чудодейственное средство», и после нескольких «водяных» уколов его опухоль начала таять, как снежный ком на горячей сковороде! Увы, когда пациент уже был близок к полному выздоровлению, он узнал, чем его лечили, и вновь заболел. Опухоль разрослась до прежних размеров, и несчастный американец отдал богу душу. Но медики до сих пор уверены: не узнай он истинного содержимого шприца, мог бы выжить!
Наука «нормальная» либо паранормальная?
Феноменом «программирования» пользуются и исследователи! Ни один жрец науки, фанат всего досконально подсчитанного и наверняка вымеренного, конечно, не признается, что использует «в корыстных целях» паранормальные возможности каких-то морфогенных полей. Впрочем наблюдения Руперта Шелдрейка доказывают, что высоколобая братия применяет «программирующие» способности полей на полную катушку. Ученый приступает к опыту, ожидая от него определенного эффекта, и чем сильнее он надеется на тот либо другой исход, тем более шансов, что ожидаемое случится. Ожидание исследователя, «отпечатавшееся» в морфогенном поле, действует на результат эксперимента. Недаром в свое время было остроумно подмечено, что физики-ядерщики не столько открыли субатомные частицы, сколько… придумали их: изначально предсказали их существование в теории и лишь после этого начали практические опыты по их выявлению. Да-а… Задал Руперт задачку! А неожиданно все имеющиеся в настоящее время научные знания - лишь отражение надежд и чаяний исследователей? Стало быть, наука необъективна?!
Коварные ученые программируют (либо зомбируют?) не исключительно себя, но и всех кругом. К примеру, подмечено, что, как исключительно человек обращается к психоаналитику-фрейдисту, ему начинают сниться сны «по Фрейду». Иной случай: экстрасенс блестяще демонстрирует собственные паранормальные способности в присутствии ученого, который верит в экстрасенсорику, и не может ничего «выдать» в присутствии экспериментатора-скептика. Даже лабораторные животные попадают под воздействие исследователей! Так, если какой-нибудь экспериментатор предпологает данную мышь «особо талантливой», она ведет себя смышленее сородичей, независимо от объективных «интеллектуальных данных». Больше того, подопытные животные перенимают… национальные черты ученых! Зверушки, с которыми работают американцы, суетливо носятся по клеткам, отвлекаются на пустяки и лишь в последний момент выдают требуемый от них результат. Животные-«немцы» ведут себя иначе: долго размышляют, а после этого неспешно выполняют задание.
Фантомы
Морфогенные поля есть не исключительно у человечества в целом, но и у каждого человека. Эти поля образуют наши мысли, чувства, эмоции, поведение и, наконец, тело. При этом все, что когда-нибудь было… так и хочется скаламбурить: в поле зрения морфогенного поля - не исчезает бесследно, а остается в нем окончательно и бесповоротно. То есть при желании мы можем вспомнить таблицу умножения, которую учили в третьем классе, а потом забыли, можем вновь воспылать любовью к человеку, в которого были влюблены двадцать лет назад, а можем… почувствовать часть тела, которой лишились. Речь о так называемых фантомных болях в ампутированных конечностях.
После ампутации руки либо ноги человек может продолжать чувствовать конечностьЛюди, потерявшие руку либо ногу, продолжают чувствовать ее так, как будто она остается живой частью их тела. Один ветеран вьетнамской войны долгие годы чувствовал, будто пальцы его оторванной взрывом ноги неестественно скрючены и их сводит судорогой. В конце концов, бравый вояка вернулся во Вьетнам, нашел там место, где некогда «похоронил» ногу, раскопал ее и… разогнул пальцы, которые и правда, были скрючены. С того времени фантомные судорожные боли не возобновлялись. Иной человек хранил ампутированный большой палец руки в склянке со спиртом, которая стояла в чулане. После ампутации палец никогда не беспокоил его, но неожиданно он начал ощущать холод в фантоме. Выяснилось, что в чулане разбилось окно и склянка с пальцем оказалась как раз на сквозняке. После того как ее перевели в тепло, ощущение холода в утерянном пальце исчезло. Очередной пациент, не подумав, сжег ампутированную руку и… света белого не взвидел от жжения в фантомной конечности.
Если каждый человек может «настроиться» на морфогенное поле другого, то, стало быть, и фантомы могут чувствовать не исключительно сами люди, перенесшие ампутацию, но и все кругом? «Именно так!» - утверждает Руперт Шелдрейк. Он провел несколько экспериментов, в ходе которых выяснилось, что посторонние люди могут чувствовать фантомные конечности. Основным участником одного из опытов был американец Казимир Бернард, потерявший правую голень во время Второй мировой войны. Казимир дотрагивался своей фантомной ногой до остальных людей, и те… ощущали прикосновение. Во время другого эксперимента медсестра, работавшая в ампутационном отделении, настолько достоверно описывала фантомы своих пациентов, что создавалось ощущение, будто она их видит. Реагируют на фантомные конечности и животные. Например, потерявший ногу Джордж Баркус из штата Джорджия (США) поделился с Шелдрейком таким наблюдением: его пес никогда не ходит и не лежит там, где обязана была бы располагаться ампутированная нога хозяина.
Летите, голуби, летите!
Справедливости ради заметим, что мысль о том, будто части одного целого, даже будучи разобщенными, продолжают поддерживать некую связь, не нова. Это открыли задолго до Шелдрейка! К примеру, в Малайзии издревле считается, что все, когда-то связанное с телом человека и после чего отделенное от него, остается в неразрывной связи с этим самым телом. Именно поэтому малазийцы тщательно хранят и ни в коем случае не выбрасывают… остриженные ногти и волосы - а неожиданно кто подберет и с помощью ведьмовства накликает на владельца ногтей либо волос беду? Знаменитый антрополог Джеймс Фрейзер, хоть и не хранил собственные остриженные ногти, но тоже свято верил в неразрывную связь между частями одного целого. Он писал: «Вещи, некогда связанные друг с другом, продолжают поддерживать эту связь на расстоянии, даже после того как физический контакт между ними прерван». О том же самом, пусть и иными словами, говорится в квантовой теории: если две частицы отрываются от одного атома, то, каким бы большим ни было расстояние между ними, все, что воздействует на одну, также воздействует и на вторую.
Другое дело, что Руперт Шелдрейк первый раз предложил считать единым целым не исключительно тело человека либо атом, но все, что можно объединить по какому-нибудь признаку. Например, домашние животные и их владельцы, согласно Шелдрейку, - целое, следовательно, нет ничего удивительного в том, что, когда это целое распадается, его части продолжают считывать информацию с морфогенных полей друг дружку. Многие замечали, что собаки и кошки словно «чувствуют» своего хозяина. Они поджидают хозяина у двери, даже если тот возвращается домой в неурочный час, угадывают хозяйское намерение покормить их либо вывести на прогулку, да и вообще улавливают малейшее изменение в настроении владельца. Подобное поведение не всегда можно объяснить острым слухом и обонянием (например, в случае, когда питомцы «догадываются» о предстоящей разлуке с хозяевами, когда те еще исключительно размышляют, не пойти ли им прогуляться, оставив пса либо кошку дома). Единственное достойное толкование данного феномена, по мнению Шелдрейка, - конечно, морфогенные поля!
Удивительной способностью голубей возвращаться издалека домой, к родномуЭтими же полями он объясняет способность голубей находить путь домой. Биологи уже более века экспериментируют с голубями и до сих пор не могут понять: как те умудряются возвращаться на родную голубятню даже из самого дальнего далека? Каких исключительно «подлостей» не устраивали исследователи, чтобы сбить птиц с толку! Увозили их за сотни километров от дома, вставляли в глаза специальные линзы, которые мешали зрительно оценивать точность полета, опрыскивали пахучими веществами, лишавшими птиц естественного обоняния, обвешивали магнитами (а неожиданно сизые ориентируются по «карте» магнитного излучения?), сбивали естественные биологические «часы» и даже рассекали нервные окончания. Бесполезно! Птицы, пусть не сразу, допуская ошибки, но все равно возвращались домой. Они находили верный путь даже в том случае, если их голубятню перевозили на другое место (есть свидетельства о том, что голуби возвращались на голубятню, расположенную на плывущем корабле!). Шелдрейк предпологает, что между птицами и их домом существует проходящая сквозь морфогенные поля «эластичная нить», которая натягивается, когда голуби улетают прочь от дома, а после этого сжимается и «притягивает» птиц обратно.
Та же «нить» притягивает и заблудившихся либо брошенных вдали от своего хозяина кошек и собак. В 16 веке борзая гончая по кличке Цезарь добралась из Швейцарии во Францию, куда уехал ее владелец, и разыскала его аж в королевском дворце! А во время Первой мировой войны пес Принц в поисках своего владельца, армейского офицера, переплыл Ла-Манш! Похожим образом ведут себя и дикие стайные животные: отставшие от стаи волки всегда находят своих сородичей, лисицы успокаивают разыгравшихся щенков, находясь на значительном расстоянии от них и не издавая ни единого звука, исключительно пристально глядя в сторону своей норы.
Весьма наверное, что в подобных случаях звери очень легко считывают информацию с формообразующих полей человека либо друг дружку. Нередки случаи, когда братья наши меньшие «штудируют» глобальные морфогенные поля. Общеизвестна способность животных предчувствовать катастрофы. Очевидцы вспоминают, что в 1960 году, накануне землетрясения в Агадире (Марокко), из города сбежали все бродячие собаки (не исключительно крысы бегут от опасности!). Через три года то же повторилось в городе Скопья (Югославия): бегущие вон псы и подземные толчки разрушительной силы. История знает немало остальных похожих примеров (в древнем Китае специально держали собак-предсказателей стихийных бедствий).
***
Теорию формообразующих полей может подтвердить каждый человек. Для этого нужно внимательнее присмотреться к своим домашним животным либо попробовать почувствовать чье-то присутствие. По мнению Руперта Шелдрейка, эти эксперименты помогут подтвердить его учение.