
Руины города Майя Тикаль спрятались глубоко в джунглях Гватемалы. Над покровом джунглей возвышаются несколько храмов и дворцов города. Камни города с замысловатой резьбой на них подвержены влиянию погоды. Здоровенная площадь города покрыта мхом и поглощена джунглями. Единственные жители этого места - дикие животные и птицы.
Но 1200 лет назад, Тикаль был одним из главных городов обширной и великолепной цивилизации Майя, которая занимала большую площадь Мезоамерики, на территории нынешних стран Белиза, Гватемалы и южной Мексики. Население Тикаля насчитывало примерно 100.000 человек. Тростниковые хозяйства и поля протянулись настолько далеко, насколько можно было бросить взгляд. Майя процветали около 2000 лет. Без применения колёс и металлических инструментов, они строили крупные каменные сооружения. Они были и разносторонними учёными. Они отследили солнечный год в 365 дней (причём год у них был поделен на 18 месяцев, содержащих 20 дней любой, а "лишние" 5 дней они считали "несчастливыми") и одна из доживших до наших дней книг Майя, содержала таблицы эллипсов. Из обсерваторий, к примеру как в Чичен-Ице, Майя следили за развитием звезды войны, Венеры. Они изобрели свою собственную математику, применяя в основе числа до 20, и у них даже была концепция нуля. У них еще была и своя система письменности. Цивилизация Майя была настолько стабильна и обустроена, что у них даже было слово, обозначающее 400-летний период.
Общество Майя было нестабильным и нередко было жестоким. Оно было основано на строгой иерархии и было очень спиритично. Людей приносили в жертву богам для их умиротворения. Элита так же подвергала себя пытками - правители мужчины Майя протыкали свою крайнюю плоть пениса, а женщины протыкали собственные языки, очевидно надеясь, что это позволяет пищу богам, нуждающимся в человеческой крови.
В IX веке мир Майя был перевёрнут вверх ногами. Многие великие центры Майя, как и Тикаль, были заброшены. Священные храмы и дворцы на непродолжительное время стали домами для маленького количества поселенцев, которые оставляли свой домашний мусор в этих же зданиях. Затем и они ушли, Тикаль был покинут людьми уже бесповоротно и цивилизация Майя более не смогла возродиться. Лишь небольшая горстка людей Майя смогла выжить к моменту прибытия Испанских конкистадоров в XVI веке.
Десятилетия археологи искали объяснения падения цивилизации Майя. Множество теорий было выдвинуто от военных действий и вторжений до миграций, заболеваний и истощения плодородности полей. Многие думают, что истинная причина состоит из комбинаций этих и прочих факторов.
Но ни одна из традиционных теорий не была хороша для Дика Гилла (Dick Gill). Он верил, что причиной разорения Майя - стала засуха. В любом случае засуха, как единственное объяснение крушения цивилизации Майя, была чрезвычайно спорной. Дик Гилл был крайне необычным человеком, выдвинув такую необоснованную гипотезу.
Интерес к Майя родился у него в 1968 году после того как он посетил Чичен-Ицу, руины которой его неподдельно тронули. Он решил тогда найти ответ на загадочное падение цивилизации Майя, в то же время не оставляя свою карьеру банкира. Впрочем, в начале 1980-х разразился банковский кризис в Техасе. Его семейный бизнес упал и он стал совершенно свободен для осуществления своей мечты. Он поступил в колледж изучать антропологию и археологию.
Его понимание того, что могло произойти с Майя пришло внезапно - из собственных детских воспоминаниях об опустошающих засухах в 50-х годах в Техасе, когда фермы были буквально "выжжены". Жара и солнечные дни были в то время нескончаемы. Он чувствовал, что и Майя столкнулись с огромной засухой, но у него не было доказательств и он начал их поиски наряду с археологом доктором Фредом Валдезом (Fred Valdez).
Валдез, из Техасского университета, работал в джунглях Белиза. Он подсчитывал фермерские хозяйства Майя, чтобы примерно посчитать общее количество населения Майя. По фрагментам керамики, найденными Валдезом, он понял, что многомиллионное население Майя умерло внезапно. Гилл знал несколько факторов данной внезапности - но превалирующим фактором была засуха.
В глазах Гилла это усилило его теорию. Настало время поднимать архивы. Национальный архив Мексики зафиксировал в начале XX в. засуху в регионе Майя, продолжавшуюся 3 года, что косвенно свидетельствовало в пользу его теории. Далее он наткнулся на так же больше ранние свидетельства повторяющихся засух, датируемые колониальным периодом. В 1795 году урожаи были сильно плохими и зерно в хранилищах истощалось быстрыми темпами, люди были напуганы, что их ждёт смерть, которую они нередко видели ранее, и они попросили о помощи. Дик теперь имел доказательства засух в прошлом, но никак не в IX в.
Однажды он случайно наткнулся на метеорологический документ, озаглавленный как: "Dendrochronology, mass balance and glacier front fluctuations in northern Sweden".
В северной Европе было сильно холодно как раз в то время, когда исчезли Майя. Но какая связь между ними?
Гилл продолжал изучать метеорологические записи и обнаружил, что один из фронтов высокого давления двигался с севера Атлантики к Центральной Америке вначале XX века как раз во время засух в регионе Майя, что явилось для него заключительным доказательством.
Впрочем косвенные доказательства становились всё больше обоснованными, Гилл до сих пор не имел прямого доказательства засухи IX века. В конце концов он нашёл это доказательство, когда команда из университета Флорида посетила озеро Чичанканаб на п-ве Юкатан.
Группа интересовалась климатом в прошлом и исследовало его, собрав со дна озера из ила зёрна кукурузы. Чем глубже в иле они находили зёрна, тем старее они были.
Вернувшись в свою лабораторию в Джейнсвилле, они исследовали мельчайшие поверхности из каждой партии зёрен и выделили две группы кислорода, содержащегося в них - "лёгкий" и "тяжёлый". В зёрнах периода обильных осадков преимущественно содержался "лёгкий" кислород. Большее количество "тяжёлого" кислорода свидетельствовало о том, что вода в озере испарялась - стояла жара и была сухая погода. В зёрнах IX века было исключительно много "тяжёлого" кислорода, это указывало на то, что за 7000 лет это был самый сухой период.
Это было основным доказательством гипотезы Гилла, которое он искал.
Основой довольно трудно организованного общества древних майя служили массивные города на полуострове Юкатан (теперь это часть Мексики). Население их достигло максимума в восьмом столетии и составляло 15 000 000 жителей, но в течение девятого столетия цивилизация пришла в упадок по причинам, которые оставались до сих пор не до конца ясными.
Теперь ученые под руководством Геральда Хауга, профессора геологии из Потсдамского университета (Германия), изучившие образцы осадочных пород, высверленные из глубины бассейна Кариако (расположенного севернее Венесуэлы), идентифицировали три периода интенсивной засухи, которая произошла в 810, 860 и 910 годах н.э. Эти даты соответствуют трем стадиям краха майя, утверждают исследователи.
Хауг и его коллеги сопоставили полосы в образцах ежегодным влажным и сухим сезонам. Затем они детально проанализировали концентрацию титана в осадках, проводя замеры с промежутками в 50 микрометров. Титан - это индикатор ливней, потому что интенсивные дожди вымывают более металла из земли, и он попадает в немалых количествах в океанские донные отложения. Ежегодное различие в концентрации между влажным и сухим сезоном составляет целых 30процентов. В промежутке, соответствующем IX-X столетиям, было проведено 6 тыс. замеров в 30 см осадочных пород и найдены эти три абсолютных минимума. Помимо того, все девятое столетие страдало от нехватки дождей, так что это был сильно засушливый период с тремя интенсивными засухами. Изменение климата было тем, что подтолкнуло общество майя к краху.
Исследователи обнаружили, что повторение засухи соответствовало циклу в 208 лет. Данный период почти идентичен известному циклу солнечной интенсивности в 206 лет. Если бы майя знали, что неблагоприятный период вскоре закончится, то, наверное, выжили бы.
Эксперты по майя, однако, воспринимают эти выводы с осторожностью. "Любое объяснение не должно сводить весь комплекс трудностей к одному фактору. Перенаселенность, экологические проблемы и экономические факторы так же сыграли свою роль в том, что данная мезоамериканская цивилизация оказалась столь уязвимой, - говорит Джереми Саблоф, директор Музея археологии и антропологии при Пенсильванском университете. - Впрочем уверенность в том, что изменения климата сыграли определяющую роль, возрастает. Наверное это была та соломинка, которая сломала спину перегруженного верблюда."
А вот археолог Норман Хаммонд (Norman Hammond) из Бостонского университета вовсе не уверен, что засуха принесла гибель майя. Он обращает внимание на то, что северный город Юкатана - Чичен-Ица не был покинут до XIII столетия.