|
День судебного пристава 1 ноября в России отмечается День судебного пристава, установленный согласно Указу Президента РФ № 1019 от 8 сентября 2009 года «Об установлении Дня судебного пристава». Дословно в документе говорится:
1. Установить профессиональный праздник — День судебного пристава и отмечать его 1 ноября.
2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
6 ноября 1997 года были приняты и вступили в силу два Федеральных закона — «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Это было знаменательным событием.
Первые упоминания о приставах присутствуют в судных грамотах Пскова и Новгорода, датированных XV веком. В Новгороде и Пскове судебные приставы призывались на должность князем или городским вече и обладали довольно широкими полномочиями: "а почнет хорониться от приставов, ино его казнить всим Великим Новым Новгородом", говорится в Новгородской Судной грамоте. В Московском государстве приставы, как лица судебного ведомства, упоминаются в Суднике (Судебниках) 1497-1550 г., в частности, в вошедшем в него тексте "Указе о уезду". Тогда исполнением занимались отроки, мечники, приставы, подвойских судных грамот и Княжеского суда (княжеские слуги).
Как олицетворение эффективно действующей государственной власти пристав был фигурой высокого по уровню статуса, влиятельной и популярной. Соборным уложением 1649 года приставу были предоставлены широкие полномочия. Он – должностное лицо приказа: доставляет повестки о вызове в суд, осуществляет привод ответчика, участвует в выемке вещественных доказательств у обвиняемых, сторожит преступников, с которых взыскивались убытки, причиненные противоправным поведением. В случае бегства грабителя имущественная ответственность возлагалась на пристава, не обеспечившего охрану задержанного. Полномочия пристава были расширены на случай сопротивления должника: если должник "ухоронится" от него у себя в деревне или "учинится силен", приставу предоставлялось право "взять у воеводы стрельцов, пушкарей и защитников, сколько человек пригоже для ареста ослушника". За ненадлежащее исполнение обязанностей пристав подлежал дисциплинарной (отстранение от должности, увольнение со службы), уголовной (битье батогами и кнутом) и материальной (возмещение вреда) ответственности.
В XVIII веке должность и функции судебного пристава были упразднены и перешли в ведение полиции. Однако сотрудники этого ведомства не были материально заинтересованы в обеспечении явки в суд приглашённых лиц. Исполнение приговоров суда порой затягивалось на годы. Решение к возврату института судебных приставов было принято в ходе подготовки судебной реформы. 20 ноября 1864 года император Александр II утвердил ряд документов: "Учреждение судебных установлений", "Устав о наказаниях, налагаемых мировым судьёй", "Устав уголовного производства", "Устав гражданского производства". В обязанности судебного пристава в этот период входили сопровождение присяжного заседателя при выходе из зала суда, допуск публики на судебное заседание по билетам, количество которых определялось председателем суда (выдавались они также судебным приставом). Перед открытием судебного заседания судебный пристав докладывал председательствующему о готовности, объявлял присутствующим о входе судьи и присяжных в зал судебного заседания. Судебный пристав предлагал всем встать и неотлучно присутствовал в зале в течение всего судебного разбирательства, наблюдая за порядком и тишиной в зале суда, а по письменному приказу – заключал под стражу лиц, нарушающих порядок.
В соответствии с "Учреждением судебных установлений" судебными приставами не могли быть "не достигшие двадцати одного года, иностранцы, лица, подвергшиеся, судебным приговорам, лишению или ограничению прав состояния, состоящие под следствием за преступления и проступки, влекущие за собой лишение прав состояния, исключенные из службы по суду". Судебные приставы приступали к исполнению своих обязанностей только после удостоверения их в "благонадежной нравственности" и способностях кандидата к государственной службе. В связи с особой значимостью этой должности кандидат в судебные приставы приводился к присяге духовным лицом в большом зале судебного собрания либо Сената, в присутствии членов суда или Сената. Поступившим на службу приставам выдавалось Свидетельство о вступлении его в должность с указанием местности, назначенной ему для жительства. Кроме этого выдавались особый знак и особая печать.
По Уставу о гражданской службе судебный пристав производился в классный чин, если по месту его работы удостоверялось исправное выполнение им своих обязанностей. Все производство проходило через Министерство юстиции, и получивший классный чин судебный пристав должен был носить форму этого министерства. В 1864-1917 г. судебные приставы носили при парадной и праздничной форме однобортный полукафтан чёрного с зелёным отливом сукна, застегивающийся на 9 золотых пуговиц с изображением "cтолпа закона" (сенатского чекана), чёрные с зелёным отливом брюки и чёрную двухпольную шляпу с шитьём по классам. Впоследствии при обыкновенной, будничной и парадной форме приставы носили двубортный сюртук, застегивающийся на четыре золотые с ободком пуговицы с изображением сенатского чекана, брюки, белый жилет, треугольную шляпу, шпагу гражданского образца, чёрный галстук, завязывающийся бантом, белые замшевые перчатки, ордена и знаки отличия по чинам. Головным убором служила фуражка чёрного с зелёным отливом сукна и бархатным темно-зеленого цвета. На тулье – кокарда гражданского образца, под которой на околыше находился золочёный знак судебного ведомства. Шпага по образцу, положенному для чиновников, с серебряным темляком и кистью полагалось носить при сюртуке или кителе обязательно во всех случаях, кроме занятий в стенах канцелярии.
В целом законодательство о правовом статусе судебных приставов Российской империи было одним из самых разработанных в Европе второй половины XIX века. Факт жизненной необходимости института судебных приставов был отмечен при обсуждении и одобрении Государственной Думой Закона о преобразовании местного суда в 1912 году.
Институт судебных приставов как система обеспечения судебной власти просуществовал до начала ХХ века и был упразднен Декретом Совета Народных Комиссаров № 1 от 24 ноября 1917 года одновременно с ликвидацией прежней судебной системы, распустившим все судебные и государственные органы Российской системы. В советский период функции судебных приставов были возложены на судебных исполнителей, состоящих в штатах судов. На протяжении 80 лет в Российской Федерации функции обеспечения порядка в зале судебного заседания и принудительной доставки в суд участников судебного процесса возлагаются на советскую милицию. И только в четырёх бывших союзных республиках (Азербайджане, Армении, Грузии, Литве) уголовно-процессуальное законодательство предусматривало такого участника процесса, как судебный комендант (распорядитель), основной задачей которого было обеспечение порядка в зале судебного заседания. С распадом СССР ситуация фактически не изменилась. Закон РСФСР "О милиции", принятый 18 апреля 1991 года, к обязанностям милиции общественной безопасности отнёс исполнение в пределах своей компетенции определений судов и постановлений судей о приводе лиц, уклоняющихся от явки по вызову, оказание содействия судебным органам в производстве отдельных процессуальных действий.
Возрождение службы судебных приставов относится к 1997 году с принятием Федеральных законов № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. "О судебных приставах" и № 119-ФЗ от 21.07.1997 г. "Об исполнительном производстве".
|