
На взгляд науки доказательством реальности какого-нибудь явления являются, во-первых, его повторяемость, а во-вторых, подтверждение происходящего поблизости очевидцев.
Это относится и к такому феномену, как привидения. И здесь первое место занимают Англия и Ирландия, которые изобилуют местами, где они возникают. Если же давать оценку достоверности сообщений о них, то, по мнению ученых аномальных явлений, пальму первенства следует отдать Киллаки-хаусу, расположенному в пригороде Дублина.
В 1968 году миссис Маргарет О’Брайен решила создать художественный центр, в котором скульпторы могли бы творить и выставлять собственные работы. Агенты по продаже недвижимости предложили несколько подходящих помещений, в том числе и Киллаки-хаус, расположенный в пригороде Дублина, у подножия гор Уиклоу. Это было крепкое каменное здание с маленькой башенкой, построенное в XVIII веке семейством Массеи. За домом поднимается крутой склон холма Монпелье-хилл, на вершине которого сохранился каменный остов сгоревшего охотничьего домика.
Миссис О’Брайен слышала недружелюбные истории, связанные с Киллаки-хаусом, к примеру, о коте, живущем там уже более пятидесяти лет, - срок, гораздо превышающий продолжительность жизни обычной кошки, но не придала им значения и купила понравившуюся ей усадьбу. Вскоре она испытала истинный шок, когда сама увидела «большого черного зверя», исчезнувшего в густом кустарнике, которым зарос сад. После этого он не на шутку испугал художников, приехавших в Киллаки-хаус для его внутренней отделки. Вот что рассказал об этом случае репортеру дублинского радио знаменитый художник Том Мак-Ассей:
«Это случилось ночью, когда мы реставрировали каменные элементы интерьера во внутреннем зале. Дверь в танцевальный зал была открыта, а тяжелую входную дверь в нем я только что запер, вставив засов длиной в пятнадцать сантиметров в металлическое гнездо. Но два человека, работавшие совместно со мной, вскоре сказали, что входная дверь, видимо, каким-то образом открылась.
Это нас всех удивило, ибо мы знали, что запор сильно прочен. Мы решили посмотреть, в чем дело, и вошли в полутемный танцевальный зал. Я пошел вперед и убедился, что входная дверь и правда, распахнута настежь и в дом врывается холодный ветер. В темноте дверного проема я заметил какую-то темную фигуру, но лица рассмотреть не смог. Подумав, что кто-то очень легко балуется, я сказал: «Ладно, заходи. Я тебя вижу». Мне ответил низкий хриплый голос: «Ты не можешь меня видеть. Оставь дверь открытой».
Коллеги, стоявшие у меня за спиной, тоже услышали эти слова, но им показалось, что они были произнесены на иностранном языке. Эта парочка не относилась к числу храбрецов и поэтому бросилась бежать. В данный момент из темноты донесся долгий, не поддающийся описанию ужасный хрип. Я в панике захлопнул тяжелую дверь и тоже бросился прочь. Только добежав до середины галереи, оглянулся. Дверь вновь была открыта, а в переднем зале возник гигантский черный кот. Он припал к полу и устремил на меня взгляд горящих красных глаз».
Позади Киллаки-хауса в обшитом досками трейлере жил Вел Мак-Гани, в прошлом, чемпион Ирландии по прыжкам с шестом, который увлекся живописью и выставлял собственные работы в галерее центра. Рассказ Мак-Ассея его не удивил, поскольку он уже несколько раз видел огромного черного кота, кравшегося через подлесок.
«Я буквально окаменел от страха, когда первый раз увидел его, - рассказал репортеру Мак-Гани. - Но потом меня разобрало любопытство, вызванное чудовищными размерами этой зверюги. Кот был более самой крупной собаки, а горящие свирепостью глаза наводили ужас. Я даже решил поохотиться на него с дробовиком, но он так и не подпустил меня на дальность выстрела».
После этих свидетельств стало ясно, что черный кот - вовсе не живое существо, а призрак. Через несколько месяцев после первого случая с Томом Мак-Ассеем и его коллегами привидение стало являться иным художникам и строителям, работавшим в Киллаки. Как правило это происходило ночью, но два человека, как и Мак-Гани, видели призрак кота днем - в старом танцевальном зале.
Специалисты по паранормальным явлениям провели историческое изучение, чтобы выяснить, почему привидения поселились в Киллаки-хаусе. Оказалось, что в XVIII веке граф Россе и его приятели лорд Гарри Берри и Ричард Валей организовали «Клуб геенны огненной», а его штаб-квартиру устроили в охотничьем домике на вершине холма Монпелье-хилл. Друзья Россе подолгу гостили в Киллаки-хаусе, где часто разыгрывались сцены безудержной жестокости. Однажды они до смерти избили слабоумного карлика с уродливым телом и неестественно большой головой. Помимо него там погибли насильственной смертью по меньшей мере еще три человека.
В душе графа Россе чувство черного юмора было неразрывно связано с ненавистью к черным кошкам. Он имел привычку обливать их спиртом и поджигать, с удовольствием наблюдая за муками животных, которые, истошно вопя, неслись вниз по склону холма, наводя ужас на местных жителей. А один раз, отслужив черную мессу, граф усадил большого черного кота в почетное кресло вместо Сатаны и начал произносить магические заклинания в надежде, что тот примет человеческий облик. Но из этого ничего не вышло.
Позднее, уже в начале ХХ века, в злополучном доме опять стали происходить кровавые драмы. Киллаки-хаус перешел во владение графини Констанции Маркиевич, прозванной «кровавой графиней». В 1916 году она участвовала в восстании, организованном Ирландской республиканской армией, и пять боевиков погибли в охотничьем домике во время перестрелки при ее аресте.
Короче говоря, это место видело более жестокости, смертей и зверств, чем, наверное, любое другое на территории Ирландии.
Сообщения о привидениях в Киллаки-хаусе, появившиеся в прессе и на телевидении, побудили группу представителей шоу-бизнеса обратиться к миссис О’Брайен с просьбой позволить им произвести съемки в художественном центре. Возражений не последовало, и они пригласили в качестве эксперта маститого иллюзиониста, который был уверен в том, что сумеет разоблачить каждый обман со стороны обитателей Киллаки-хауса.
После его приезда там стали происходить странные вещи. Все началось со стука по ночам. Лампочки нередко мигали, а после чего гасли. А через два дня события приняли угрожающий оборот. Всю ночь в переднем и внутренних залах заливались колокольчики, которых в доме не существовало уже много лет. Постоянные обитатели Киллаки-хауса, а их было человек пять-шесть, не могли заснуть даже в «тихую» ночь. Добравшись до кровати после трудного рабочего дня, они часами ворочались в постели и забывались коротким сном лишь с восходом солнца.
Через четыре дня в доме не осталось ни одного человека, который бы не слышал начавшегося ночного грохота. А утром люди с удивлением стали обнаруживать обломки мебели в запертых на ключ комнатах. Одно средневековое дубовое кресло было старательно разобрано на составные части. Даже медные гвозди, крепившие обивку, были аккуратно выдернуты и сложены неподалеку. А другое такое же кресло оказалось разбитым вдребезги, его буквально искрошили на мелкие кусочки. Потом призраки занялись работами, выставленными в галерее. За ночь они разбросали скульптуры по всему залу, некоторые разбили либо весьма повредили, а на картинах, написанных маслом, появились длинные тонкие линии. Маргарет О’Брайен срочно пригласила священника. Получив разрешение своего руководства, он совершил обряд очищения от нечистой силы. Затем неприкрыто варварские выходки призраков-невидимок прекратились, но стали происходить еще больше необычайные события.
Миссис О’Брайен еще не завершила меблировку Киллаки-хауса, поэтому в доме не было холодильника. По ее просьбе молочник ставил бутылки с молоком в мелкий холодный ручей, протекавший по участку. После обряда изгнания нечистой силы миссис О’Брайен обнаружила, что кто-то скручивал с бутылок все латунные крышки, но молоко оставалось нетронутым. Поскольку никаких следов неподалеку с ручьем не было, она решила, что это делают сороки либо галки, привлеченные блеском металла. Маргарет сложила в ручье проточный квадрат из кирпичей, внутрь которого ставилось молоко, а сверху это сооружение накрывалось необходимо увесистым куском шифера. Несмотря на это крышки с бутылок продолжали исчезать, а потом появлялись в самом доме, но уже деформированными.
Тогда миссис О’Брайен, прежде чем лечь спать, стала запирать все двери. Не смотря на это, нашествие латунных крышек не прекращалось. Их находили повсюду, даже на крючках для картин и притолоках высоких дверей. В дополнение к крышкам началось половодье бусинок от четок. За ночь кровати, в которых спали люди, оказывались буквально засыпанными ими: они были в наволочках, в пододеяльниках и под простынями.
Словом, призраки продолжали заявлять о своем существовании. Причем их «шутки» нередко выражались в создании так называемых аппортов, то есть предметов, сверхъестественным образом материализующихся из пустоты. Вслед за бусинками пришла очередь бумажных цветов, закладок для книг и даже колец для салфеток. Причем по ночам обитатели Киллаки-хауса видели в залах и коридорах неслышно шествовавшего по ним огромного кота. Не успели они привыкнуть к нему, как в доме родился еще один призрак, на сей раз человеческий. Однажды в коридоре миссис О’Брайен столкнулась с ним, что называется, лицом к лицу, и он показался ей похожим на уродливого горбуна.
В конце 1970 года игры с аппортами наконец-то прекратились, хотя трели звонков по-прежнему будили обитателей Киллаки-хауса посреди ночи. Еще через несколько месяцев выяснилось, что у странных событий есть реальная и сильно зловещая причина. В связи с реконструкцией кухни стали копать траншею для прокладки нового водопровода и на глубине двух метров обнаружили захоронение, в котором находился скелет карлика с неестественно большим черепом. Так подтвердилась легенда о казни, устроенной графом Россе. Помимо того, в могиле нашли фигурку, изображающую рогатого и хвостатого дьявола, издевательски показывающего нос.
Скелет карлика предали земле с соблюдением всех церковных обычаев. После чего «шалости» привидений вроде бы прекратились. Но хозяйка Киллаки-хауса все равно чувствовала себя в нем неуютно и через шесть лет продала его. Купивший дом Джозеф Фрей не только сохранил в нем центр изобразительного искусства, но и пристроил к нему ресторан. «Я испытываю в нем только душевное тепло и комфорт. Моя семья тут совершенно счастлива», - говорит новый хозяин. На этом можно было бы поставить точку, если бы не одно «но», которое требует дополнительного рассмотрения. Для неспециалиста события в Киллаки-хаусе - очень легко еще одно проявление давно известного существования призраков. Вообще-то происходившее там уникально, потому что одновременно, как говорится, имели место быть два различных паранормальных феномена - привидения и полтергейст.
Призраки давно и прекрасно изучены исследователями, а их существование подтверждают бесстрастные приборы. Они непрерывно находятся в тонком мире, а когда оказываются в нашей действительности, люди могут воспринимать их в акустическом и визуальном диапазонах электромагнитного спектра. Обитатели Киллаки-хауса много раз видели и черного кота (поскольку призраки животных тоже существуют), и горбуна. Однажды Том Мак-Ассей слышал обращенные к нему слова и ужасный хрип. В этом случае его «собеседником» был призрак, так как произносить слова полтергейст, видимо, не способен, хотя хорошо пишет их. А вот на трели колокольчиков привидения не мастера, и по ночам людям не давал спать шкодливый невидимка.
Однако, будучи бесплотными субъектами, призраки, обычно, никак не взаимодействуют с материальными объектами в нашем мире, то есть не перемещают, не изменяют и не разрушают их. Полтергейст же, напротив, никогда не бывает видимым. Слышимым - да, причем порой сильно громко, о чем говорит его второе название - «шумный дух». Что касается воздействия на материальные объекты, то здесь он делает все, что угодно, да к тому же зачастую такое, что противоречит известным физическим законам.
То, что творилось в Киллаки-хаусе, как раз и относится к числу таких вещей. Только полтергейст мог разбирать и ломать кресла, разбрасывать и разбивать скульптуры, скручивать крышки и подбрасывать разные предметы. Но вот чего до сих пор не было отмечено, так это «взаимодействия» призраков и полтергейста. А оно, без сомнения, было в художественном центре миссис О’Брайен. Почему и для чего объединились существа с того света и пришельцы неизвестно откуда, остается загадкой.
Сергей БАРСОВ